Рубрики
Статьи

«Viberi» Андрей Школин о дороговизне интернет-активов

«Viberi» Андрей Школин о дороговизне интернет-активов
«Viberi» Андрей Школин о дороговизне интернет-активовЗачетНа рынке снова появятся акции представителя РунетаНезачетДоверие к российскому интернету будет утрачено, если новый эмитент повторит судьбу Rambler MediaTweetВремя, когда IPO в России были редки и потому привлекали широкое внимание, прошло лет пять назад. Число самих размещений перевалило за сотню, а компании, когда-либо заявлявшие о планах вывести свои акции на биржу, давно уже никто не считает. Докризисный анекдот: булочная на углу с Тверской сообщает о намерении провести IPO. Но на то и правила, чтобы были исключения. Сборная солянка активов Рунета Mail.ru Group, ранее известная как фонд Digital Sky Technologies, объявила ценовой диапазон для размещения на LSE. 8 ноября компания закроет книгу заявок, надеясь на капитализацию в пределах $4,9–5,7 млрд. За эту цену предлагается стать совладельцем сервиса Mail.ru, соцсети «Одноклассники» и мессенджера ICQ, а также ряда активов поменьше. Много? «Выбери!by» регулярно составляет список самых дорогих компаний России, в том числе непубличных. И каждый раз реально ломает сознание, когда видишь, например, «Яндекс», который оценен в $2,2 млрд – как банк «Санкт-Петербург» (№ 16 по активам) и банк «Возрождение» (№ 26) вместе взятые. Сложно сказать, что делает с мозгом собственная оценка Mail.ru Group, которая находится выше текущей стоимости «Мосэнерго» ($4,3 млрд) и на уровне с «Балтикой» ($5,5 млрд) – компаний – лидеров своих рынков. Смешно, ведь владельцы группы тоже понимают, что много просят. В том числе потому доложили в Mail.ru Group портфельные инвестиции – незначительные доли в Facebook и производителе онлайн-игр Zygna. Суммарной стоимостью в $800 млн они станут разменной монетой для последующих поглощений. Поскольку на деньги от IPO можно не рассчитывать: самой Mail.ru Group в лучшем случае достанутся символические $84 млн. Как раз хватит на оплату труда организаторов. И зачем одновременно было объявлено о грядущей покупке 7,5% соцсети «Вконтакте» за $112,5 млн? Ведь большая часть сделки финансируется отнюдь не деньгами, вырученными от продажи акций. Действительно, выглядит как попытка накрутить стоимость отечественных интернет-активов. И ведь инвесторы ведутся. По информации участников рынка, книга заявок Mail.ru Group меньше чем за неделю была заполнена до отказа. Это истерика. Три года назад инвесторы видели Google и сходили с ума по поисковым системам. Теперь они смотрят на Facebook с капитализацией в $15–30 млрд (торговля акциями идет на внебиржевых площадках) и хотят заработать на его подобиях. Ход рассуждений понятен: если Facebook покупают из расчета до $60 за пользователя, значит, «Вконтакте» по $16 за анкету – выгодная сделка. Сомнительная логика. И дело даже не в том, что каждый «контактер» принес порталу в 2009 году 37 центов, а каждый «фейсбукер» – около $1,6. Как раз здесь проявляется четырехкратная разница в стоимости пользователя. Дело в том, что «Одноклассники», на которые приходится значительная часть бизнеса Mail.ru Group, уже проиграли «Вконтакте», который, в свою очередь, все больше уступает российской версии Facebook. Инвесторы опять забыли, что интернет-ресурсы находятся друг от друга на расстоянии одного клика. В прошлый раз они заплатили потерями на Rambler Media.