Рубрики
Статьи

"Жизнь" без схем

"Жизнь" без схем
«Жизнь» без схемНе только «схемы». За последние десять лет страховщики основательно подпортили свой имидж, проворачивая схемы оптимизации налогов. В итоге страхование жизни стало «красной тряпкой» для регулирующих и законодательных органов. Аннуитеты (или страховая рента) использовались как способ обеспечения сотрудников «схемных» клиентов периодическими выплатами (см. «Ф.» № 47). Сейчас крупные и известные компании, еще пару лет назад не брезговавшие «схемами», уже успели откреститься от них. Но от страхования с выплатой ренты окончательно не отказались. Это один из видов долгосрочного страхования жизни (ДСЖ) — приобретая такой полис, клиент обязуется уплачивать взносы с установленной периодичностью в течение оговоренного срока. Выплата производится, когда клиент (или другое лицо, в пользу которого оформлен договор) доживает до момента, указанного в полисе, — в аннуитетном договоре предусмотрено множество «рисков дожития». Обязанность страховщика производить выплату наступает с некоторой периодичностью (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно). Рента может быть растянута на несколько лет, а может быть и пожизненной. Тот же механизм реализован и в программах добровольного пенсионного страхования. Отличие аннуитетов состоит в том, что получать их можно в любом возрасте. На практике две основные категории получателей — это те, кто еще не научился самостоятельно зарабатывать на жизнь, и те, кто уже не в состоянии этим заниматься. Например, на Западе у некоторых работодателей вошло в практику раньше времени отправлять на покой пожилых менеджеров, перестающих эффективно справляться с обязанностями. Заслуженные, но еще не достигшие пенсионного возраста работники тормозят развитие бизнеса. Просто взять и уволить их нельзя — это противоречит этическим нормам, а во многих случаях и незаконно. Чтобы решить проблему, приходится предложить им хорошее содержание. С этой целью компания заключает аннуитетный договор, по которому освобожденный от обязанностей сотрудник будет регулярно получать пособие в оставшиеся до пенсии годы.
Старым и малым. Российские работодатели подобной благотворительностью пока не занимаются. А вот о дополнительном пенсионном обеспечении уже заботятся и сами сотрудники предприятий, и их наниматели. По свидетельству исполнительного директора страховой группы «Уралсиб» Маргариты Хорунжей, большая часть договоров по «жизни», предусматривающих периодические выплаты, приходится на программы добровольного пенсионного страхования. В «Альфа-страховании» один из клиентов компании, коммерсант, проводящий большую часть времени в разъездах, купил страховку, предусматривающую ежемесячные выплаты, для своих родителей-пенсионеров. «Для клиента это удобно, — поясняет замгендиректора компании Татьяна Робулец. — Многие бизнесмены помогают своим престарелым родителям, однако по разным причинам предпочитают не доверять им много денег сразу. А навещать стариков лично хотя бы раз в месяц могут не все».
Первые годы самостоятельной взрослой жизни — весьма «затратный» период даже для тех детей, которые выросли в благополучных семьях. Немалых расходов требует качественное образование. Маргарита Хорунжая уверена, что решить проблему гораздо легче, если позаботиться об этом заранее. Программа «Абитуриент», разработанная в «Уралсибе», предназначена для целевого накопления на оплату обучения в вузе. Полис покупают, когда ребенок еще учится в школе. Годы, оставшиеся до поступления в вуз, отводятся для накопления требуемой суммы. После этого компания начинает производить оплату обучения за каждый семестр. Аналогичные «образовательные программы» есть в большинстве компаний, занимающихся ДСЖ. Гендиректор «Согаз-жизни» Нина Смирнова добавляет: «Деньги могут понадобиться не только на обучение, но и на жизнь. Неизвестно, как сложится судьба родителей, будут ли они в состоянии материально поддерживать детей. С помощью аннуитетного полиса можно предусмотреть нечто вроде стипендии, которая будет с нужной периодичностью выплачиваться в течение нескольких лет».
Неоднозначная выгода. Одно из преимуществ страхования перед иными способами накопления состоит именно в возможности предусмотреть денежную компенсацию на случай различных неблагоприятных событий. В договор помимо дожития могут быть включены иные риски, связанные с жизнью и здоровьем: травмы, инвалидность, смерть. За все это, естественно, клиенту приходится платить. Но, как правило, стоимость программы в результате увеличивается незначительно. Если период накопления достаточно продолжителен, то начисленный инвестиционный доход способен покрыть расходы на страхование дополнительных рисков. Также в структуру тарифов по ДСЖ заложены административные издержки компании и агентская комиссия. Это бросается в глаза, если договор заключен на относительно небольшой срок (например, пять лет) — сумма уплачиваемых взносов зачастую превышает сумму выплат. Страхование становится экономически выгодным, когда у компании есть достаточно времени на инвестирование полученных от клиента средств. Используемая в расчетах норма доходности программ ДСЖ кажется весьма невысокой, зато договор можно заключить на десятки лет. Будучи консервативными инвесторами, страховщики сейчас в среднем около половины резервов размещают в долговые ценные бумаги. «Процент устанавливается на весь срок действия полиса, он не меняется, как в банке, до нескольких раз в год, — говорит Маргарита Хорунжая. — При тенденции к стабилизации экономики банковские проценты будут постепенно снижаться — вплоть до европейского уровня в 1-2% годовых. Страховщики же предлагают 4-5% с гарантией на десятилетия». Сейчас в «Уралсибе» готовят к лицензированию новые правила страхования, которые позволят пересматривать (в том числе снижать) норму доходности на этапе выплат. Но клиенты, застрахованные по старым правилам, не будут ущемлены — для них сохраняются изначально оговоренные условия.
В Страховом доме ВСК тарифы рассчитаны с учетом гарантированной нормы доходности 5% годовых, однако реальный доход может быть выше. «По результатам инвестиционной деятельности ежеквартально компанией объявляется фактическая норма доходности, — говорит руководитель департамента страхования жизни ВСК Алексей Храпов. — В зависимости от действующей нормы доходности увеличиваются страховые суммы».
Чтобы повысить финансовую привлекательность программ ДСЖ, не принимая на себя невыполнимых инвестиционных обязательств, страховщики придумывают разные приманки, например обещают делиться прибылью с клиентом. На Западе потребители могут выбирать между стандартными продуктами и так называемыми unit-linked (с привязкой к паям). В последнем случае клиент сам определяет, в какие инструменты компания будет инвестировать полученные от него взносы. Иными словами, каждый может выбирать между высокой доходностью и высокой надежностью либо сформировать сбалансированный пакет. В России такие продукты пока не разрешены, хотя эксперты утверждают, что вопрос о внесении необходимых изменений в законодательство уже изучается. Впрочем, если говорить о законодательных инициативах, то главной проблемой «жизни» на сегодня остается налоговая политика. Стимулированием спроса на ДСЖ уже озаботилось и российское правительство (см. «Ф.» № 9).
Полис индивидуального пошиваКаждый договор страхования жизни похож на костюм, сшитый на заказ. Компания не просто принимает деньги клиента в управление, а помогает ему в решении конкретной задачи. Расчет взносов производится с использованием статистических данных и индивидуальных особенностей клиента. Скажем, если по условиям договора аннуитеты выплачиваются пожизненно, то компании необходимо знать возраст, пол и состояние здоровья получателя выплат, чтобы оценить вероятную продолжительность его жизни. Методы оценки риска постоянно совершенствуются, статистические данные обновляются, поэтому результаты расчетов разных страховщиков обычно несколько отличаются. К тому же могут не совпадать важные параметры расчетов, прежде всего норма доходности, уровень административных издержек, ставки по дополнительно включаемым рискам.
Для примера посмотрим, сколько пришлось бы уплатить мужчине 55 лет, чтобы в первые пять лет после выхода на пенсию ежемесячно получать $100 в виде ренты. Единовременный взнос составит $4468, а если клиент пожелает платить в рассрочку, то в течение оставшихся до пенсии пяти лет каждый месяц нужно будет вносить по $84.
АННУИТЕТ — от англ. annuity — ежегодное пособие.