Рубрики
Статьи

«Viberi» Американские крылья России

«Viberi» Американские крылья России
«Viberi» Американские крылья РоссииДо недавнего времени Adam Aircraft Industries выпускала турбовинтовой самолет Adam 500 (А500) и разрабатывала реактивную машину Adam 700 (А700), которая появилась в развитие первой: модели имеют до 65% общего набора комплектующих. Так продолжалось до февраля 2008 года, когда производитель официально объявил о ликвидации в связи с финансовыми проблемами: ему и не удалось найти стратегического инвестора из-за мирового кризиса. Потенциальные акционеры не хотели рисковать, вкладывая деньги фактически в старт-ап, пусть и перспективный: с момента создания в конце 1990-х годов Adam Aircraft построила всего 17 A500 (в серийное производство он пошел меньше года назад), а основные надежды связывала с реактивным судном. В его разработку она вложила почти $300 млн и успела собрать заказы на 322 машины общей суммой в $800 млн. А также накопила более $100 млн долгов, ставшие причиной банкротства.
На торгах по распродаже активов Adam Aircraft победила AAI Acquisition (AAIA), принадлежащую на паритетных основах «Касколу» и «Проминвесторам». Стартовой цены в $10 млн оказалось достаточно – других претендентов на имущество банкрота не нашлось. «Есть подозрение, что американские службы пошли на сделку с AAIA потому, что россияне согласились приобрести имущество одним лотом – ранее предполагалось, что активы и ресурсы должны уйти с молотка по частям», – предполагает гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак.
По словам владельца «Каскола» Сергея Недорослева, помимо производственных площадей и оборудования, инструментов и запчастей, AAIA приобрела также прототипы и недостроенные самолеты A500 и A700, сертификацию на A500, патенты, торговые марки и различную документацию. По сути, новому собственнику достался весь проект целиком, за исключением долгов (по американскому законодательству они были признаны неуплатимыми) и ранее заключенных контрактов.
В ожидании машины. Похоже, как раз за покупателями нового джета дело не станет: AAIA не собирается терять наработанную клиентуру. «Аннулируются все договоры на поставку машин А700, которые заключила американская компания, – рассказал Сергей Недорослев. – Но мы будем переоформлять заказы на новое юрлицо. Для этого начаты переговоры с потенциальными покупателями самолетов». Хотя на текущий момент нет ни одного твердого заказа, владелец «Каскола» уверен – А700, проходящий этап летных испытаний, найдет своего потребителя. Время на поиски пока есть: потенциальные клиенты в любом случае смогут получить машины только после завершения сертификации. Начало серийного производства А700 запланировано на 2010 год. До этого «Касколу» и «Проминвесторам» потребуется инвестировать в Adam Aircraft как минимум $150 млн.
Покупка может сделать AAIA одним из ключевых игроков в сфере производства самолетов для бизнес-перевозок. Ранее в этой сфере россияне представлены не были. По оценкам Airline Business, объем мирового рынка деловой авиации составляет $26 млрд в год. Потребность в поставке деловых реактивных самолетов на десятилетие превышает 10 тыс. машин на общую сумму более $145 млрд. Из них на легкие модели, к которым относятся Adam, приходится 18% поставок и 8% цены. Крупных серийных производителей таких реактивных машин можно пересчитать по пальцам: бразильская Embraer, американские Eclipse Aviation и Cessna Aircraft Co. Если AAIA успешно завершит сертификацию А700, то сможет претендовать на весомую долю от суммы в $11,6 млрд.
Основные покупатели подобных машин находятся в Северной Америке и Карибском бассейне, а также в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. На развитие этого сегмента, отмечает Борис Рыбак, вряд ли повлияет даже «керосиновый кризис». Бизнес-джетам, обслуживающим предпринимателей, зачастую просто нет альтернативы: они летают по индивидуальным маршрутам, которые недоступны рейсовым или чартерным перевозчикам.
Свои получат позже. Из-за стремления AAIA не потерять потенциальных покупателей A500 и А700, собственный перевозчик «Каскола» и «Проминвесторов» «Авиа менеджмент груп» (АМГ), скорее всего, сможет получить перспективные А700 не раньше 2012 года. До этого времени ему придется самостоятельно решать проблемы с пополнением летного парка, возникшие прошлым летом.
АМГ была учреждена «Касколом» и «Проминвесторами» на паритетных условиях в 2006 году как первый (и пока единственный) российский оператор проекта авиатакси, получившего название Dexter. В основу бизнес-модели положено использование самолета, оптимального по всем характеристикам для дискаунтера от бизнес-авиации. Предполагалось, что машина должна быть отечественного производства. Причина поведения «Покупай российское» проста: председатель совета директоров АМГ Евгений Андрачников напоминает, что ввоз в страну иностранных воздушных судов для использования в сфере бизнес-авиации облагается таможенной пошлиной в 20% и НДС в 18%. Необходимым критериям отвечает 4–6-местный М101Т Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Но летом 2007 года тот вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации, и все силы бросил на выполнение оборонного заказа. АМГ начал поиски за границей. Как раз тогда в сферу интересов Сергея Генералова и Сергея Недорослева попал Adam Aircraft. По свидетельствам очевидцев, предприниматели были впечатлены А700, посчитав ее чуть ли не машиной будущего для бизнес-авиации.
Пока же парк АМГ укомплектовывается другими типами самолетов. К трем М101Т компания приобретела 4 швейцарских турбовинтовых 8-местных Pilatus PC12, а в среднесрочной перспективе, по словам Евгения Андрачникова, приоритет будет отдан реактивному Citation Mustang от Cessna. В целом к 2013 году АМГ собирается закупить 80–100 самолетов стоимостью в $315 млн, которые будут летать в Скандинавию, страны Балтии и ближнего зарубежья.
Сможет ли приобретение Adam Aircraft скорректировать эти планы? Теоретически поставки самолетов Adam от компании, аффилированной со структурами учредителей, должны обходиться для АМГ дешевле каталожной цены. С другой стороны, отмечает Борис Рыбак, не стоит в условиях удорожания авиакеросина отказываться от турбовинтовых машин – они потребляют меньше топлива, чем реактивные самолеты.
Владелец «Каскола» Сергей Недорослев и собственник «Промышленных инвесторов» Сергей Генералов (справа) так впечатлились возможностями самолета A700, что купили его
Реактивный самолет Adam 700Летные характеристикиДальность2 037 кмКрейсерская скорость630 км/чМаксимальная высота полета12497 мВесовые характеристикиМаксимальный взлетный вес3856 кгКомпоновочные характеристикиВысота салона1,31 мДлина салона4,87 мМаксимальное число пассажиров4–6челОбъем салона6,94 куб. мШирина салона1,37 мТехнические характеристикиВысота2,92 мДлина12,42 мРазмах крыла13,41 м