Рубрики
Статьи

«Viberi» Алексей Волков: «На рынке нет единых правил»

«Viberi» Алексей Волков: «На рынке нет единых правил»
«На рынке нет единых правил»- Зачем была создана МРС?
— Для защиты интересов небольших, средних московских и в первую очередь региональных банков, которые сталкиваются на межбанковском рынке с определенными проблемами. Допустим, среднему региональному банку нужно привлечь 5 млн рублей на короткое время — для покрытия текущего кассового разрыва. При этом он не хочет выходить из других активов, например продавать валюту. В этой ситуации наиболее классический выход — привлечение однодневного кредита (overnight). Но для того чтобы банк смог привлечь средства у оператора, у того должны быть открыты непокрытые лимиты на заемщика. А много ли лимитов от участников рынка имеют небольшие и средние банки? Конечно, нет.
— Почему?
— Потому что крупные московские банки очень неохотно открывают лимиты для региональных структур даже если те имеют качественные балансы. Выход из такой ситуации один — размещение залога в том или ином финансовом учреждении. Допустим, банки берут свой портфель ликвидных векселей, размещают их у крупной кредитной организации и под них кредитуются. Но эти деньги, как правило, даются по завышенным ставкам, либо в кредитовании им будет отказано вообще, так как у каждого крупного финансового института своя ликвидность. Такая ситуация может привести к кризису платежеспособности банка. Например, он отдал залог кредитору и до поры до времени получает от него деньги. Но если кредитор вдруг откажется это делать, быстро изъять свой залог и занять деньги в другом месте банк-заемщик не сможет. Вот именно на преодоление подобного рода обстоятельств и была создана МРС. Оргрэсбанк в МРС является расчетным банком, он держит залоги, гарантирует исполнение обязательств по сделкам и является администратором торговой системы. А контрагентами по сделкам выступают все 130 участников МРС.
— Какие вы используете залоги?
— В нашей системе это только ликвидные бумаги — госбумаги, «голубые фишки», векселя надежных банков. У нас очень консервативная политика по приему бумаг.
— А насколько такой способ привлечения средств дорог?
— При стабильной макроэкономической ситуации межбанковский рынок не может быть дорогим вообще. Это всего лишь инструмент заимствования денег. В период нестабильности экономики этот рынок может лихорадить. Да, до кризиса мы имели другую картину. Тогда межбанковский рынок был бизнесом: ставки по однодневным кредитам могли составлять 100-200%. Во многом причиной того были колоссальные вложения в ГКО, которые давали сумасшедшую доходность, а средства для этого брались на межбанковском рынке. Соответственно и цены на рынке были совсем другими.
— От чего сейчас зависят ставки на межбанковском рынке?
— От дефицита или переизбытка рублевой массы на рынке. Сейчас основное влияние на межбанковский рынок «коротких» рублей оказывает валютный рынок, изменение курса доллара. Уже в меньшей степени — всевозможные налоги. Например, в 20-х числах каждого месяца идет уплата НДС всеми клиентами. Это значит, что банкам нужно много рублей для проведения клиентских платежей. В нормальной ситуации банк такую денежную «подушку» не держит. Для решения вопроса он может либо выйти из активов, либо привлечь короткие ресурсы. Чаще всего избирается второй путь. Зачем, например, выходить из портфеля облигаций? Зачастую это неэффективно. Эффективнее всего привлечь средства на межбанке. Так вот именно в пик клиентских платежей и возникает дефицит рублевых средств. Соответственно стоимость кредитов растет. Когда поведение клиентов успокаивается, проблем с ликвидностью нет и как следствие снижаются ставки.
— Как ставки на межбанке связаны с ситуацией на других рынках?
— Ставка МБК — это не что иное, как показатель дефицита или избытка рублевой массы в обращении. А причин и поводов, приводящих к избытку и дефициту денег, великое множество.
— Откуда берутся лимиты?
— Их устанавливает лимитный комитет конкретного банка. Подразделение финансового анализа по определенным процедурам, причем очень жестким, проводит мониторинг финансового состояния контрагентов и оценку их балансов. Подразделение готовит полное обследование банка. А комитет решает, можно ли доверять банку и, если да, на какую сумму. Есть много банков, которые финансово стабильны, но находятся в зоне повышенных политических рисков. Банк может не вернуть средства не только потому, что его баланс плохой, но и потому, что стал участником негативных процессов — политических, макроэкономических. Поэтому здесь рассматривается вся картина — банковский баланс в его чистом виде, роль банка на рынке, влияние тех или иных процессов на этот банк и влияние самого банка на те или иные процессы. (Показательный пример — одновременное закрытие лимитов крупными банками на «Менатеп СПб» в связи с проблемами у «ЮКОСа». — «Ф.».)
— При каких еще условиях помимо увеличения политических рисков лимиты могут быть закрыты?
— Ухудшение качества балансов. Так, за послекризисный период на банковском рынке было несколько банкротств, но, прежде чем эти процедуры начались, многие лимиты на МБК на эти банки были закрыты. Ведь участники рынка регулярно мониторят состояние банков и еще на раннем этапе стараются увидеть явные признаки ухудшения качества балансов. Рынок реагирует очень оперативно.
— А сам ЦБ размещает средства на межбанке?
— Да, банки могут рефинансироваться под пакеты госбумаг. Рыночных непокрытых лимитов ЦБ не имеет, то есть просто так денег он не выдает. Но даже тем, кто захочет привлечь средств под залог госбумаг, на практике реализовать это будет сложно. По крайней мере в большом количестве таких займов ЦБ не размещает.
— Возможно ли заимствование у западных банков?
— Да, но рынок коротких кредитов в основном действует среди резидентов. Для того чтобы иметь возможность заимствовать на Западе, необходимо получить международный рейтинг, причем высокий, провести международный аудит и несколько лет сотрудничать с тем или иным западным финансовым институтом. Этот рынок, мягко говоря, доступен не всем. И он в своей массе не краткосрочный.
— Можно ли назвать российский межбанковский рынок цивилизованным?
— Российский межбанковский рынок был и остается внебиржевым. Банки сами заключают соглашения друг с другом, устанавливают лимиты, потом самостоятельно заключают сделки, самостоятельно проводят расчеты через корреспондентскую сеть в ЦБ или собственную корсеть. Кто как договорился, по таким правилам и работает. Нет единых инфраструктурных правил на рынке. Другие секторы экономики более организованы. Торговля госбумагами происходит на бирже, и все торгуют по единым правилам. Мы также попытались организовать межбанковский рынок в определенном сегменте банковского сектора. У нас работают единые правила, единая торговая система, единая система расчетов. Это эффективнее, чем работать на рынке самостоятельно. Рынок нуждается в организаторе. Но, думаю, постепенно мы придем к цивилизованному рынку.
Некоммерческое партнерство «Межбанковская расчетная система» было создано осенью 2001 года. Его учредителями являются 15 банков, сейчас партнерство объединяет 131 банк из 35 регионов России, Кыргызстана и Украины.