Рубрики
Статьи

«Viberi» Акулы капитализма с Игорем Терентьевым

«Viberi» Акулы капитализма с Игорем Терентьевым
«Viberi» Акулы капитализма с Игорем ТерентьевымВ ЖИЗНИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ЭТАП. САМОЕ ВРЕМЯ ПОДВЕСТИ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНАТОЛИЯ ЧУБАЙСА В РАО ЕЭС
На церемонии, посвященной последнему дню биржевых торгов акциями энергетического холдинга (стр. 11), заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко, ранее работавший в Федеральной сетевой компании, обращаясь к Анатолию Чубайсу, сказал: «Я до сих пор не понимаю, что такое электрический ток». Главный реформатор отрасли отшутился фразой: «Я и сам с трудом». Шутки шутками, но, когда Анатолий Чубайс возглавил РАО «ЕЭС России», многим казалось, что электроэнергетику ждет неминуемое уничтожение, ну или как минимум тотальная приватизация по дешевке. Не случилось. Хотя мощности и сетевая инфраструктура порядком поизносились, есть надежда на то, что частные инвестиции исправят ситуацию к лучшему. Тотальная приватизация хоть и состоялась, но получилась вполне себе дорогой. Благодаря продаже долей в ОГК инвесторам компании, остающиеся под государственным контролем, – Федеральная сетевая компания и «ГидроОГК» – получат средства на инвестиционную программу. И несколько слов о ключевом факторе оценки деятельности менеджера – стоимости акций. За более чем десять лет нахождения Анатолия Чубайса в кресле председателя правления РАО цена обыкновенных акций выросла на ММВБ в 12,5 раза (правда, индекс за тот же период увеличился в 24,5 раза).
Естественно, нельзя рассматривать деятельность менеджмента энергетического холдинга только в радужном свете. Есть и некоторые вопросы. Остановлюсь лишь на двух темах, с которыми инвесторы уже столкнулись или это ожидает их в недалеком будущем. Первое – так называемые «золотые парашюты» для руководителей генерирующих компаний. «Выбери!by» разобрал эту проблему на особо ярком примере ОГК-2 (стр. 17). Хотя Анатолию Чубайсу необходимо было как-то мотивировать высший менеджмент, назначаемый в ОГК и ТГК (все участники рынка понимали, что, как только инвестор установит контроль над той или иной компанией, он тут же поменяет управленцев), выглядит история некрасиво. Вторая проблема – инвестиционные программы генерирующих компаний. Будут ли они полностью реализованы? У меня лично есть опасения.
Отдельно стоит остановиться на команде, с которой Анатолий Чубайс реформировал РАО. Большинство из тех, кто придумывал реорганизацию энергетического холдинга и рынка, уже давно на вольных хлебах. Бывший первый заместитель председателя правления РАО Леонид Меламед теперь возглавляет госкорпорацию «Роснанотех» (стр. 14). Экс-финансовый директор энергетического холдинга Дмитрий Журба занят развитием собственного бизнеса – инвестиционной группы «Алемар», основным владельцем которой является все тот же Леонид Меламед. Еще один бывший зампред РАО Валентин Завадников руководит комитетом по промышленной политике в Совете федерации и остается акционером пищевого холдинга «Синергия». А самым успешным выходцем из энергетической монополии является Михаил Абызов: в феврале «Выбери!by» оценил его капитал в $1 млрд.