Дисциплинарные взыскания: заповеди для кадровика. Журнал «Кадры предприятия»
заповеди для кадровика. Журнал «Кадры предприятия»
(фрагмент статьи) Е. Чутчева,менеджер по персоналуОпубликовано в номере: Кадры предприятия
№4 / 2003 B продолжение юридических заповедей, попробуем посмотреть на дисциплинарную
ответственность глазами «управленца».«Помни о теории»На мой взгляд, нельзя говорить о применении дисциплинарныхвзысканий,
не упомянув о том, что они должны быть лишь одной «стороной медали», стимулируя
работниковорганизации к плодотворной работе. Именно «стимулируя»,
поскольку изначально под «стимулом» понималось то, что побуждает человека
к действию (stimulus лат. — остроконечная палка, которой кололи зверей и
гладиаторов на арене, заставляя их вступать в бой). Так что мы не ошибемся,
говоря о дисциплинарныхвзысканиях, как о составной части
системы мотивации.Итак, только целесообразная совокупность четырех форм стимулов позволит
наилучшим образом сформировать систему побуждения сотрудников к продуктивной
деятельности — материальное поощрение (заработная плата и тарифные
ставки, компенсации, путевки, кредиты, ссуды и прочее), моральное поощрение
(удовлетворение духовных и нравственных потребностей человека (благодарности,
почетные грамоты, почетные звания и прочее), один из самых сильных стимулов
— самоутверждение (внутреннее движение человека к достижению целей
без прямого внешнего поощрения) и, наконец, принуждение. В истории
можно обнаружить свидетельства о самых разнообразных методах принуждения,
от казни и пыток до лишения имущества и гражданских прав. Трудовойкодекс РФ исключает большинство из них, оставляя в нашем арсенале
лишь «окультуренные» методы воздействия на работника. При построении системы
дисциплинарныхвзысканий не следует забывать о том, что они
должны быть лишь малой частью применяемой в организации системы мотивации.«Введи систему»Осмелюсь предположить, что большинству из вас, уважаемые
читатели, была предоставлена возможность получить
достойное образование. А в этом случае вы наверняка имеете представление об
условных рефлексах и некоторых правилах по их закреплению. Как бы ни было
досадно, но, являясь представителями животного мира нашей планеты, люди, в
большинстве своем, подвержены влиянию тех же законов, что и знаменитые собачки
Павлова. Применяя «общеприродные» законы к разработке
системы стимулирования персонала, необходимо помнить о том, что наложение
дисциплинарных взысканий не может носить случайного характера. Многие
современные руководители все еще предпочитают не тратить лишнего времени на
разработку правил и положений, систематизирующих наложение дисциплинарных
взысканий, и применяют штрафы и выговоры «как придется», действуя по принципу
«наказание по настроению». В зависимости от настроения, босс может слегка
пожурить провинившегося, может «штрафануть так, что надолго запомнится» либо
вообще не найти времени на проработку ситуации. Надеюсь, что не требует долгих
пояснений тот факт, что такая «система» не оказывает положительного влияния на
работоспособность коллектива. В основной массе подобных случаев, сотрудники
ощущают себя оскорбленными, в компании начинают бродить слухи о «самодурстве» начальника и, как и следовало ожидать,
подобного рода «система» не повышает управляемости коллективом, что и должно,
по идее, быть одной из основных целей применения системы поощрений и наказаний.(продолжение статьи читайте в журнале)«Будь открытым»«Не забывай о лояльности»«Не прощай»«Воспитывай и учи»«Будь последовательным»«Не игнорируй мелочей»«Не навреди»«Обращайся к статистике»«Не расправляйся»* Окончание. Начало в «КП» № 3, 2003.Полностью статья опубликована в журнале Кадры предприятия №4 / 2003 Как подписаться >>>
Рубрики