Рубрики
Статьи

Черно-белое время — ОТДЫХ — № 11 (101) 21-27 марта 2005

Черно-белое время — ОТДЫХ — № 11 (101) 21-27 марта 2005
Черно-белое время — ОТДЫХ — № 11 (101) 21-27 марта 2005 — АрхивВЫСТАВКА. В пятницу в Фотогалерее им. братьев Люмьер, расположенной на территории Центрального дома художника, открывается персональная выставка известного российского фотографа Павла Глебова под названием «Путь, ускользающий следом».
Сегодня модная фотография ассоциируется с гламурной красотой, усложненностью, остросовременным звучанием и внутренней пустотой. Она радует глаз, шокирует или интригует, но редко заставляет размышлять и чувствовать, поэтому быстро забывается. С этой точки зрения работы Павла Глебова можно назвать старомодными. Черно-белые, предельно простые по сюжету, но мастерские по технике исполнения, понятные каждому отрывки прошлого.
Свой первый фотоаппарат «Зенит» Павел Глебов случайно купил на барахолке. Старенькая камера стала излюбленным способом смотреть на мир после того, как он забросил философию, а вместе с ней и одноименный факультет Ленинградского госуниверситета. Фотография позволяла созерцать, выхватывать у обыденности моменты и выражать накопленные за время учебы мысли. Творчество Павла Глебова ценно не документальным отображением эпохи застоя, а передачей неуловимого духа времени. Его работы рождают ощущение сдавленности, заброшенности, скудости и при этом осязаемой красоты каждого снимаемого объекта — будь то старухи и девочки, разбитые окна и стены с торчащими трубами или монументальные здания, плывущие в реке.
Каждая из работ, представленных на выставке, заслуживает упоминания, потому что она самоценна. И «Забытый портрет» — оборванная, истертая фотография мужчины, лежащая на асфальте среди следов, обрывков газет и прочего мусора. И «Клетчатый старик» — сгорбленный старец, сидящий у потрепанного временем дома. И «Руки» — растопыренные пальцы, тянущиеся к стене. Все это отдельные истории, чьи-то жизни.
Фотографии Павла Глебова рукотворны: он, как истинный художник, самостоятельно печатает и тонирует (а это сложный и трудоемкий процесс) снимки, доводит образы до желаемого результата. Фотографии, представленные на выставке, сделаны около двадцати лет назад, а отпечатаны свыше десяти лет назад. Да, они утратили ту актуальность, которая необходима газетным снимкам, но приобрели ценность, характерную для произведений искусства и проверяемую одним лишь временем.
В начале 90-х годов Павел Глебов переехал в Лондон, где прожил более десяти лет. В Англии состоялись три персональные выставки фотографа на площадках Barbican Centre, Gallery 27, The Marie Ogilvie Gallery. Потом он вернулся в Россию и поселился с женой-англичанкой в Сергиевом Посаде. Открывающаяся выставка — попытка вернуться в молодость и в тот Ленинград, которого больше нет. 25 марта — 17 апреля. Эдуард Бояков: «Культура — ресурс экономический»СпецзаказАФИШАРЕПЛИКА