Рубрики
Статьи

Ценообразование в строительстве: сметное, зоны строительства, транспортные затраты, стоимость материалов

Ценообразование в строительстве: сметное, зоны строительства, транспортные затраты, стоимость материалов
Ценообразование в строительстве: сметное, зоны строительства, транспортные затраты, стоимость материаловФормирование сметной стоимости строительства объектов осуществляется на основании проектной документации с использованием сборников ресурсно-сметных норм, разработанных в базисном уровне цен на 01.01.2006 г., в которых все расценки отнесены к строительству по трем зонам: городское строительство населенные пункты с численностью жителей не менее 50 тысяч (код зоны 1); строительство в сельской местности (код зоны 2); строительство в г. Минске (код зоны 3).Кроме того, что при строительстве объектов в сельской местности в ресурсно-сметных нормах увеличены транспортные затраты на доставку строительных материалов на объект, при выполнении работ в сельской местности устанавливаются более высокие нормы накладных расходов и плановых на-коплений. Так, при строительстве объектов, расположенных в 1 и 3 зонах нормы накладных расходов на строительные работы в соответствии с постановлением Минстройар-хитектуры от 16.01.2008г. № 1 составляют 135,6%, а при строительстве объектов во второй зоне 159,7%.Аналогичная ситуация и с плановыми накоплениями на строительные работы: при строительстве объектов, расположенных в 1 и 3 зонах, нормы плановых накоплений составляют 167,1%, при строительстве объектов во второй зоне 172,5%.Рассмотрим, как изменение зоны строительства может повлиять на стоимость строительных работ. Анализ осуществлен на примере выполнения одного вида работ: устройство ленточных фундаментов из бетона класса В 7,5. Это типовые работы в тех или иных объемах, встречающиеся во многих проектах.В базисном уровне цен на 01.01.2006г. размер прямых затрат при устройстве 100м3 фундаментов при строительстве объектов в 1 зоне составляет 9 491 452 рублей, при строительстве объектов во второй зоне 11 360 660 рублей. То есть расценка при строительстве в сельской местности выше на 19,7%.Поскольку уровень сметной заработной платы и затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов не зависит от изменения зоны строительства, вся разница в уровне прямых затрат появляется за счет разницы в сметной стоимости строительных материалов, изделий и конструкций. При строительстве в первой зоне стоимость материалов составляет 7 918 878 рублей, в том числе транспортные расходы 1 437 587 рублей. При строительстве объектов во второй зоне соответственно стоимость материалов составляет 9 788 086 рублей, в том числе транспортные затраты 3 265 912 рублей. Таким образом, транспортные затраты, учтенные в стоимости работ по третьей зоне, в 2,27 раза выше, чем в первой. Однако за счет того, что транспортные затраты имеют относительно небольшой удельный вес в стоимости строительных материалов (в среднем 10-15%), за счет увеличения транспортных расходов в 2,27 раза стоимость материалов, изделий и конструкций выросла только на 23,6 %.
Сравним изменение стоимости работ при строительстве объекта в первой и второй зонах в текущем уровне цен по индексам и порядку определения стоимости строительства объектов за декабрь 2009 г.В текущем уровне цен стоимость материалов принята равной, допуская, что в обоих случаях материалы приобретались у одних и тех же поставщиков. При формировании стоимости объектов транспортные затраты, как правило, определяются с применением индекса изменения стоимости к базисной величине транспортных затрат. Небольшое увеличение стоимости материалов в текущем уровне цен объясняется разницей в заготовитель-но-складских расходах, учитываемых в стоимости материалов, которые определяются в процентах от суммы стоимости материалов и транспортных расходов.Таким образом, изменение зоны строительства объекта может привести к существенной экономии средств инвестора. Поэтому, в соответствии с приказом Минстрой-архитектуры от 28.12.2009 г. № 431, внесены изменения в РСН 8.01.104-2007 и к первой зоне строительства отнесены такие города, как Кобрин, Слоним, Слуцк.Однако в поисках путей снижения стоимости строительства не следует забывать о фактических транспортных затратах, связанных с доставкой строительных материалов на объект. Основная разница в стоимости строительных работ связана именно с удорожанием транспортных расходов. Увеличение норм накладных расходов и плановых накоплений не оказывает существенного влияния на стоимость строительных работ.Так, если для указанного выше примера рассчитать стоимость работ по второй зоне строительства без увеличения норм накладных расходов и плановых накоплений, стоимость работ составит 43 008 526 рублей, то есть на 1,28 % ниже, чем стоимость работ, определенная по второй зоне с учетом увеличения норм накладных расходов и плановых накоплений.Таким образом, можно сказать, что в рассматриваемом примере увеличение транспортных расходов способствовало росту стоимости на 10,44 %, а за счет увеличения норм накладных расходов и плановых накоплений еще на 1,43 %.Анализ изменения стоимости строительных работ при определении зоны строительства характеризует степень изменения стоимости отдельных статей затрат и в целом стоимости объекта при изменении зоны производства работ.Такой анализ позволяет определить влияние изменения отдельных статей стоимости на стоимость строительства объекта в целом, планировать изменение стоимости строительства при смене зоны, корректировать стоимость объектов-аналогов при формировании стоимости сравнительным методом.