Рубрики
Статьи

Болид «напрокат»-$650 тыс. в год — АВТОФИНАНСЫ — № 16 (106) 25 апреля — 1 мая

Болид «напрокат»-$650 тыс. в год — АВТОФИНАНСЫ — № 16 (106) 25 апреля — 1 мая
Болид «напрокат»-$650 тыс. в год — АВТОФИНАНСЫ — № 16 (106) 25 апреля — 1 мая — АрхивГонки. Спортивный болид и серийный автомобиль роднит зачастую лишь название марки. Однако каждая победа первого является хорошим катализатором продаж второго. В России же автогонки-пока больше увлечение, чем бизнес.Вадим Никишев Основных источников доходов гоночных команд три. К первому относятся их владельцы, которые принимают непосредственное участие в планировании графика участия в соревнованиях, формировании команды, подготовке машин. Владельцем может быть как компания, так и частное лицо. Второй источник-спонсоры, размещающие свои логотипы на самом гоночном болиде, экипировке пилота или сувенирной продукции команды. Еще один источник доходов-бизнес-пилоты. Это обеспеченные люди, для которых автогонки являются любимым, хотя и весьма затратным занятием. Но при этом у них нет времени на то, чтобы заниматься организацией команды.
Для организаторов соревнований источником дохода являются стартовые взносы команд, плата за рекламные площади и в значительно меньшей степени прибыль от продажи билетов. В принципе владелец спортивной трассы может использовать ее гораздо более широко, сдавая в аренду для проведения тренировок, любительских соревнований и любых массовых мероприятий. С учетом того, что в России практически нет возможностей для проведения массовых автомотоспортивных соревнований, строительство новых трасс позволило бы привлечь большое количество новых команд, зрителей и рекламодателей.
Где и кто. На современных болидах можно увидеть рекламу самых различных компаний. Не так давно среди них появился и логотип российской МТС, которая уже имеет свою гоночную команду. То есть инвестиционную привлекательность международных автоспортивных состязаний оценили и в России, где в отличие от зарубежных государств этот вид соревнований развит пока не настолько хорошо, соответственно и объемы вложений в него намного меньше. К примеру, на поддержку гоночных команд «Формулы-1» выделяются суммы от $50 млн до $500 млн, в раллийном чемпионате WRC-$20-150 млн. Объемы инвестиций в организацию соревнований и поддержку российских команд на два порядка ниже.
Отечественные компании, среди которых «Юкос», «Лукойл», банк «Визави», начали поддерживать пилотов в девяностых годах. В зависимости от интересов и возможностей спонсоров их команды принимают сегодня участие в соревнованиях различных классов, начиная от малобюджетного Кубка «Лада» и заканчивая World Rally Championship.
Самый зрелищный и перспективный с точки зрения инвестиций вид российских автомобильных состязаний-кольцевые гонки. В чемпионате России по АКГ (автомобильно-кольцевым гонкам) проводятся соревнования в шести различных классах автомобилей. «Туринг» и «Туринг-лайт»-кузовные гонки на серийных автомобилях с небольшим количеством доработок и объемом двигателя 2,0 и 1,6 литра соответственно. «Формула Lada» и «Формула Русь»-соревнования на болидах класса «Формула» с открытыми колесами и внешними аэродинамическими элементами. Кубок «Лада»-кузовные гонки на серийных автомобилях «ВАЗ-2112-37» с небольшим количеством доработок, самый многочисленный класс по количеству автомобилей. Lada Revolution-новый класс, стартовавший в сезоне 2004 года на спорт-прототипах, специально сконструированных и подготовленных «Автовазом».
Менее чем за два года был успешно реализован и с мая 2004-го появился необычный для России монокласс Lada Revolution. Первоначальные затраты на создание новой команды-примерно 300 тыс. евро. Помимо него в НГС (Национальная гоночная серия) существуют еще четыре класса, каждый из которых пользуется популярностью как у спортсменов, так и у зрителей.
Кто и сколько. Как уже упоминалось, уровень затрат на содержание команды в российском автоспорте существенно отличается от уровня спонсорской поддержки за рубежом. К примеру, в минувшем сезоне в классе «Формула Lada» объем вложений в команду колебался от $80 тыс. (В.К.Р., владелец Castrol, спонсор «Интеравто») до $300 тыс. («Арт-Лайн Инжиниринг», владелец Шота Абхазава). Успешно выступающий «Лукойл Рейсинг Тим» обошелся владельцу в $200 тыс.
Наиболее дорогим сейчас считается класс «Туринг». Для подготовки команды к гонкам компания МТС, владелец «МТС Эй Си Рейсинг», потратила $650 тыс. Это самая большая сумма, фигурировавшая в бюджетах российских кольцевых команд в минувшем году. На втором месте «Сити-моторспорт», выступающая в этом же классе. Затраты на сезон этой команды, поддерживаемой «ДКМ-Инжиниринг» и средствами бизнес-пилотов, составили $600 тыс. На их фоне бюджет «Лады Рейсинг», владельцем которой является «Автоваз», выглядит более чем скромно: всего $80 тыс.
Кольцевой класс «Туринг-лайт» требует меньших вложений, их сумма в прошлом сезоне колебалась от $80 тыс. до $130 тыс. на команду. В качестве спонсоров здесь выступают Нефтяной банк, «Мегафон», издательство «Из рук в руки».
Аналогичный объем затрат требуется и в классе «Формула Русь». Компании «Лукойл», Berg & Green, «Тонус», чьи имена фигурируют в названиях команд, выделили от $80 тыс. до $110 тыс. на сезон. Самый бюджетный класс в российских АКГ-Кубок «Лада». Суммы в минувшем году-от $30 тыс. до $55 тыс. Здесь самым щедрым спонсором оказался производитель моторных масел Well Run.
Просчитать эффективность вложений в автоспорт достаточно сложно. Однако то, что при грамотной организации подобная реклама работает с высокой отдачей,-бесспорно.
Благодаря контрактам с телевизионными и кинокомпаниями, специализированными СМИ соревнования имеют широкое освещение, что привлекает внимание потенциальных спонсоров. В основном болиды несут на себе рекламу владельцев команд, однако зрелищность соревнований и столь пристальное внимание СМИ делают проект интересным и для сторонних компаний.
КОММЕНТАРИИstrong>РУСТЕМ ТЕРЕГУЛОВ, председатель кредитного комитета банка «Визави»:- В автомобильный спорт банк привело мое увлечение. Было это в 2000 году. «Визави» не спонсировал никакие команды, была создана собственная. В 2002 году она заняла 2-е место на чемпионате России, в 2001-м-3-е. В 2004 году я участвовал в европейских соревнованиях, Михаил Степанов, председатель совета директоров банка,-в кубке «Поло». При этом банк не преследовал никаких целей, кроме участия в соревнованиях и спортивных результатов.
В России сегодня нет ни одной трассы для кольцевых гонок, соревнования проводятся на приспособленных для этого участках дорог. Как следствие имеем низкий уровень организации и минимальный интерес зрителей и потенциальных инвесторов. Все серьезно заинтересованные инвесторы ушли в Европу. Без строительства специализированной трассы нельзя никак: будут трассы-будет и все остальное. Причем, на мой взгляд, одной для Москвы мало, нужно три или четыре. Мы хотим построить трассу для проведения национальных и европейских соревнований в Волоколамском районе Московской области. Для этого у нас есть своя земля и свои деньги, получена поддержка руководства области.
ЕВГЕНИЙ МАЛИНОВСКИЙ, директор команды «Лукойл Рейсинг Тим»:- Самый яркий пример того, когда автоспортивные соревнования превратились в коммерческое шоу,-гонки «Формулы-1». Это сложный бизнес, в котором нелегко ориентироваться, но в случае успеха он приносит существенную прибыль. Это касается и организаторов, и участников, и всех, кто каким-либо образом связан с гонками. Реклама в связи с высокой популярностью «Ф-1» работает очень эффективно, поэтому интерес к спонсорству проявляют самые разные компании, включая и страховые, и банки. Из российских компаний, серьезно заинтересовавшихся подобными перспективами, стали МТС-они спонсируют Sauber.
Об инвестиционной привлекательности российского автоспорта говорить пока рано. В последнее время наблюдаются положительные изменения, однако как бизнес его рассматривать пока трудно: нет нормального законодательства, заинтересованности государства, надежных партнерских отношений. Хотя успехи гоночной команды «Лукойл Рейсинг Тим» подтверждают, что и в таких условиях можно успешно развиваться, работая на имидж и прибыльность компании.
ВЛАДИСЛАВ НЕЗВАНКИН, руководитель проекта НГС «Лада»:- Если автоспорт интересен зрителям-значит, он интересен рекламодателям. Телевизионные рейтинги трансляций автомобильных состязаний на Западе занимают первые места, в России ситуация пока иная. Тем не менее можно говорить о том, что и мы приходим к пониманию автоспорта как финансового инструмента. С позиции крупнейшего в России производителя автомобилей спорт можно использовать для рекламы, продвижения брэнда. Для сторонних компаний «Автоваз» в данном случае является основой, на которой можно строить и развивать бизнес. Реклама на гоночных болидах и трассах весьма эффективна, а в случае успешного выступления команды формируется положительный имидж спонсора. Другая сторона, о которой не стоит забывать,-постоянный оборот денег: привлеченные средства можно использовать для строительства новых трасс и организации гонок, что при грамотной постановке тоже весьма прибыльно.