Рубрики
Статьи

Белорусским бизнесменам не хватает навыков и умений

Александр Змановский
Владелец «Высоцкий Консалтинг Минск»

Заработать деньги можно в любой стране и точке земного шара, однако подходы к предпринимательству в каждой стране уникальны. Чем же отличается белорусский бизнес от российского или казахстанского? ВЫБЕРИ!BY пообщался на эту тему с Александром Змановским, собственником «Высоцкий Консалтинг Минск» и владелецем бизнесов в Украине и Казахстане.

Зарабатываем «здесь и сейчас», а вкладываем в виллу

— Дело в том, что бизнес везде одинаковый, а вот предприниматели, законы и подход к ведению дел действительно отличается. Есть в нашей советской ментальности то, что очень просто объяснить с точки зрения “золотой антилопы”. Помните был такой советский мультфильм по мотивам индийской сказки? В малом и среднем бизнесе СНГ редко наблюдается аналитический инвестиционный подход к ведению дел. Есть бизнесы, вложив деньги в которые — предприниматель гарантированно получит интересную инвестиционную отдачу через 5-10 лет. Это то, что успешно практикуется на западе и про что так часто забывают наши соотечественники.

Большинство инвестиций в Беларуси, да и большинстве стран бывшего СССР рассчитываются с учетом скорейшего возврата инвестиций. Чуть ли не сразу же. Идет ориентация не на развитие бизнеса, а на то, чтобы заработать здесь и сейчас, а деньги принято традиционно “вкладывать” в недвижимость где-нибудь в Испании.

Конечно, с точки зрения ведения дел это неправильный подход. Бизнес — это актив, который может работать на своего владельца, особенно если он автономен. Многие предприниматели скажут, что это утопия. А успешный опыт мирового предпринимательства утверждает, что аксиома.

Беларусь подходит для того, чтобы растить компанию

— Занимаясь бизнесом в Казахстане, Украине, России долгое время, проработав в качестве бизнес-тренера в России, и вот теперь развивая бизнес в Беларуси, я понимаю, что среда отличается значительно. При этом, я убежден, что основным качеством бизнесмена, предпринимателя высшего уровня — является независимость от геолокации — то есть возможность создавать где угодно. Но, разумеется, сперва каждый предприниматель открывает компанию в той среде, которая ему больше подходит.

И те, кто готовы толкаться, сражаться, конкурировать и быстрее взять деньги — едут в Москву. Тем, кто больше настроен занять нишу без сильного напряжения — подойдут регионы России. Казахстан — это практически чистое поле для бизнесмена, на котором можно брать и делать прямо сегодня и сейчас. Бизнес-среда Беларуси подходит для того, чтобы планомерно растить компанию, затем продолжать и развивать что-то уже успешное в новых регионах. Например и в России и в Казахстане уже ценят белорусские продукты питания и мебель. .

Если мы будем оценивать стоимость открытия бизнеса в России, Беларуси и Казахстане, то все, начиная от аренды, заканчивая рекламой за рекламу в интернете, колеблется в районе такой пропорции 1:3:5. Соответственно, плотность рынка и конкуренцию можно оценивать по обратной пропорции.

В России сейчас все больше начинают смотреть в сторону запада и перенимать те успешные действия в сфере ведения бизнеса, эффективность которых давно доказана. В деловой среде Беларуси этого пока не хватает. Конечно, это не удивительно. Это в нашей природе — сопротивляться новому и работать по накатанной. Но, правда в том, что мы заметно отстаем от мирового уровня ведения бизнеса, и для того чтобы придумать что-то качественно новое необходимо сначала догнать, и освоить все то, что уже есть и применяется на других рынках.

Когда я только начинал своё знакомство с Казахстаном, меня впечатлило, что государство смело вкладывало в развитие предприятий и в образование. Изменения в налоговую систему и совместные с ЕБРР (Европейским Банком Реконструкции и Развития) реформы в этой стране дали небывалый взлет бизнеса, условия для ведения компании даже для нерезидента (а я гражданин Украины) позволяют делать дела достаточно легко и открыто. В Беларуси у бизнеса тоже есть потенциал выйти на мировой уровень. Что нужно сделать — так это сосредоточиться на его расширении и модернизации. При том количестве потенциальных потребителей и незанятых ниш которые есть в республике, перспективы развития малого и среднего бизнеса Беларуси соизмеримы, и даже очень высоки.

Рынок открыт для тех, кто готов развиваться

— Очень часто, главным барьером выступает точка зрения самих бизнесменов. К примеру, взять те же санкции России в продуктовой сфере, касающиеся импорта продуктов. Это открывает огромные возможности для экспортеров Беларуси и стартаперов — открыть или расширять тот бизнес, который есть, функционирует и готов к развитию. Беларусь умеет производить, а рынок открылся огромный — так чего ждем?

Для бизнесмена крайне важны такие вещи, как финансовая грамотность, умение профессионально управлять людьми и бизнес-процессами, выстраивать потоки производства.

В этом плане предприниматели Беларуси — учились методом проб и ошибок, а организовывали бизнес на чистом энтузиазме. В основном они вырастают из специалистов какой-то конкретной области. Кто-то классно продавал, кто-то классно разбирался в технической части, продуктах. Но даже при огромном желании трудиться и работать — наступает момент, когда возникнет нехватка навыков и умений.

Несмотря на то, что доскональное знание сферы бизнеса и продукта — обязательное условие, то с чем приходиться сталкиваться владельцу бизнеса — это управление командой и построение организации. Это то, чему, к сожалению, в Беларуси обучают немногие. Поэтому следующий шаг развития бизнеса — совершенствование и внедрение тех методов работы, которые успешно используются от малого до большого бизнеса во всем мире. Инструментов управления, с помощью которой можно систематизировать бизнес и направить внимание не на “тушение пожаров”, а на его стратегическое развитие. И важно всегда смотреть вперед, не останавливаться, не останавливать свой бизнес или появившиеся возможности словом “хватит”, как старом советском мультфильме, иначе золото тут же превращается в черепки. Знакомо?