Банки вышли на улицу — Банки — Бизнес — № 12 (19-25 мая 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Банки вышли на улицу — Банки — Бизнес — № 12 (19-25 мая 2003) — Номера за 2003 год — АрхивУже около десяти российских кредитных учреждений объявили о высоком росте эмиссии пластиковых карт в первом квартале 2003 года. В большинстве из них число эмитированных карт увеличилось на 10-20%.Анастасия ИвановаПоказатели роста в абсолютном значении составили от 2 тыс. (банк «Авангард») до 60-70 тыс. (Газпромбанк, банк «УралСиб»). Рекордсменами абсолютного роста стали Банк Москвы и Сбербанк, в том числе осуществляющие выпуск зарплатных карт для работников государственных учреждений. Крупнейший в России эмитент — Сбербанк увеличил количество выпущенных карт на 10% — до 5,1 млн карт. Банк Москвы, увеличивший эмиссию на 21% до 620 тыс., продолжил выпуск чиповых карт в рамках проекта «Социальная карта москвича». Карта используется не только в качестве средства платежа, но и как идентификационный документ, содержащий информацию о льготах, на которые имеет право ее держатель, и данные полиса медицинского страхования.
Представители банковского сообщества называют различные причины роста количества пластиковых денег. Тарифы на выпуск и обслуживание пластика снижаются, шире становится сеть учреждений, которые принимают карты к оплате. Руководитель департамента расчетно-кассового обслуживания ИБГ «НИКойл» Светлана Ларионова отмечает тенденцию увеличения эмиссии карт перед сезоном отпусков. В преддверии лета предусмотрительные клиенты, озаботившись проблемой доставки сбережений к месту отдыха, открывают новые карточные счета либо возобновляют старые.
Наиболее весомой причиной увеличения эмиссии карт специалисты считают либерализацию процедур и правил получения карт. Банки переключаются с борьбы за крупные корпоративные ресурсы, где уже закрепились свои лидеры, на завоевание массового клиента. Как сказал корреспонденту журнала «Выбери!by» заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов, сейчас в банки может обратиться любой клиент с улицы, и они откроют для него кредитный счет и выпустят карту. Крупные проекты по привлечению «клиента с улицы» запустили многие ведущие банки. Например, Альфа-банк активно развивает розничный бизнес, позиционируя Альфа-банк Экспресс как продукт, созданный для нужд малого бизнеса и частных клиентов. ИБГ «Никойл» с 1 января запустил проект «Независимый пластик». Выпущенная в рамках проекта дебетная карта не несет на себе имени эмитента и распространяется через банки-агенты. Еще один новый продукт «НИКойла» — предоплаченная карта. Она также не указывает имя клиента, а получить ее можно сразу после обращения в кредитное учреждение.
Большую долю в объеме эмиссии некоторых банков составили карты, выпущенные в рамках зарплатных проектов. 50% карт Альфа-банка, эмитированных за первые три месяца года, и 25% карт ИБГ «НИКойл» используются для перечисления средств по оплате труда корпоративных клиентов банков. Светлана Ларионова отмечает, что зарплатные проекты могут быть очень выгодны кредитному учреждению, если клиентом является крупная организация, перечисляющая сотрудникам приличные деньги. Валерий Торхов добавляет, что выгодным для банка является и перечисление заработной платы на картсчета собственным сотрудникам. В случае же осуществления зарплатных проектов в небольших объемах и с небольшими суммами банк отдаст предпочтение увеличению выпуска кредитных карт.
Ряд банков завоевывал новых клиентов, расширяя сферу территориального присутствия. Банк «УралСиб» достиг увеличения выпуска карт за счет расширения филиальной сети в ряде городов Поволжья, Сибири и Урала. Препятствием на пути распространения пластика в регионах становится то, что средства с карты просто негде тратить — число предприятий торговли и сервиса, принимающих к оплате пластиковые деньги, по-прежнему невелико.
В Москве ситуация намного лучше, но проблема все равно остается. Кредитные учреждения постепенно расширяют сеть обслуживаемых торгово-сервисных точек. В первом квартале 2003 года Альфа-банк, Газпромбанк, банки «Авангард» и «Русский стандарт» объявили об увеличении оборота по эквайрингу (обслуживанию торгово-сервисной сети) и о заключении договоров с новыми предприятиями. Наращиванию темпов развития эквайринга препятствует невысокая доходность этой услуги для банков. Многие кредитные учреждения рассматривают его только как дополнительную услугу. По мнению Валерия Торхова, «демпинг сломал рынок эквайринга в середине 90-х годов», когда крупные эквайринговые компании, такие как UCS, снизили цену на услуги по обслуживанию торгово-сервисных предприятий практически до уровня рентабельности. К тому же интересные с точки зрения оборота эквайеры и крупные торгово-сервисные предприятия уже закреплены между участниками рынка. Банкам-эквайерам, только развивающим сеть обслуживаемых точек, остаются лишь предприятия с небольшим оборотом. Тем не менее банковские специалисты полагают, что и они способны приносить неплохой доход кредитному учреждению — главное, чтобы оплата услуг была своевременной. Развитие инфраструктуры эквайринга необходимо также для того, чтобы сделать пластиковые деньги популярнее среди массовых клиентов.
Рубрики