»автогражданка» стоит на перепутье — Страхование — № 37 (24-30 ноябрь 2003) — Архив — Выбери!by
«автогражданка» стоит на перепутье — Страхование — № 37 (24-30 ноябрь 2003) — Архив№ 37 (24-30 НОЯБРЬ 2003) СТРАХОВАНИЕЗаконотворчество. Госдума планирует 28 ноября рассмотреть поправки к закону об ОСАГО. Еще не принятые, они уже шокировали страховщиков.Александр Моисеенко <moiseenko@finansmag.ru>Депутаты 14 октября проголосовали за законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, который предусматривает перенос сроков введения «автогражданки» на год. Представители страхового сообщества обвинили народных избранников в предвыборном популизме. Так, по мнению президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Кургина, депутаты не учли социально-политических и экономических последствий этого нововведения.
Моратория не будет. Не остались безучастными к происходящему и в окружении Владимира Путина. В президентском заключении на этот документ говорится: «Не оспаривая необходимости совершенствования механизмов обязательного страхования автогражданской ответственности, нельзя согласиться с изменением срока вступления в силу федерального закона об ОСАГО». В противном случае это приведет «к нарушению прав и интересов законопослушных граждан, застраховавших свою гражданскую ответственность, и страховых организаций, осуществляющих данный вид страхования». Аналогичное заключение поступило в Госдуму и от Правительства РФ.
Ответственным за подготовку законопроекта ко второму чтению был назначен комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В минувшую среду члены этого комитета, рассмотрев около 200 поправок, выступили против введения моратория на ОСАГО. Однако они рекомендовали перенести взимание штрафов за отсутствие обязательных полисов на полгода, до 1 июля 2004 года, предоставить льготы некоторым пенсионерам и инвалидам и сократить минимальный срок сезонной эксплуатации транспортного средства с шести до трех месяцев. Но главное — предлагается отменить до 1 июля требование обязательного полиса ОСАГО для прохождения техосмотра и регистрации автомобиля в органах ГИБДД. Совет Госдумы определил, что второе, а возможно и третье, чтение состоится 28 ноября.
Россия станет Украиной? «Если страховку перестанут требовать в ГАИ, никто не станет вообще ее покупать», — заявили журналу «Выбери!by» в РСА. По словам страховщиков, это, по сути, негласное введение моратория на «автогражданку». Если новый законопроект будет принят, водители начнут страховаться только в июне. А тем временем в фонд РСА, предназначенный для компенсационных выплат, перестанут поступать необходимые средства. Однако главные опасения профсообщества связаны с тем, что водители и граждане РФ, запутанные чехардой вокруг ОСАГО, вообще перестанут доверять отечественному страхованию. В результате его реальное развитие отложится еще на несколько лет. Не исключено, что Россия повторит украинский опыт, когда за четыре года действия закона об ОСАГО застраховано всего около 8% автомобилей.
«Уже сейчас, за четыре месяца действия «автогражданки», эта система находится на грани рентабельности», — считает директор управления транспортного страхования СК «Итиль» (Казань). По подсчетам экспертов, максимальный порог убыточности ОСАГО для России составляет 9,8% от собранных средств. Сейчас этот показатель равняется приблизительно 9,6%. Правда, имеющейся статистики пока явно недостаточно для того, чтобы получить точные данные. Из 27-30 млн автомобилей, зарегистрированных на территории РФ, на 1 ноября застраховано около 5,4-5,6 млн машин. Между тем, считает генеральный директор «МАКСа» Надежда Мартьянова, уже за прошедшие месяцы ОСАГО подтвердило свое название «социально ориентированный закон». Десятки семей погибших в ДТП пассажиров и пешеходов уже получили деньги, которые раньше они бы добивались через суд в течение многих лет.
Народ в неведении. Если 28 ноября Дума примет поправки к «автогражданке», то скорее всего этот законопроект поддержит Совет Федерации и подпишет президент. Дело в том, что содержание рекомендаций комитета Госдумы совпадает с проектом ОСАГО, который подготовили в сентябре центристские партии при непосредственном участии и согласии правительства. Владимир Путин накануне собственных выборов вряд ли воспользуется правом вето, если этот документ пройдет через обе палаты Федерального собрания.
«Автогражданка» вызывает у большинства населения РФ негативную реакцию, ее воспринимают как очередной вид налога или желание страховых компаний разбогатеть за счет бедных россиян. Об этом говорят сами члены РСА. По словам генерального директора «АСТО-Гарантии» Александра Громова, оформление полисов занимает иногда около часа, потому что приходится объяснять автомобилистам смысл и назначение «автогражданки». «Народ не в курсе», — говорит он. Страховщики на «круглом столе» «Бизнес и власть», посвященном проблеме ОСАГО, заявили, что «готовы выделить СМИ различные ресурсы для популяризации этого страхования».
Рубрики