Рубрики
Статьи

Афиша — ОТДЫХ — № 26 (8-14 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by

Афиша — ОТДЫХ — № 26 (8-14 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Афиша — ОТДЫХ — № 26 (8-14 сентябрь 2003) — Номера за 2003 год — Архив
Самой впечатляющей, пожалуй, оказалась новелла мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. В ней не рассказывается история, в ней нет ни сюжета, ни цвета — в ней вообще ничего нет, кроме пустого черного экрана. Поначалу кажется, что это просто сбой техники. Потом в темноте постепенно начинают перекатываться звуки. Не сентиментальная мелодия, не трагические аккорды: прислушавшись, понимаешь — там, в этом черном пространстве, кто-то крутит ручку обычного FM-радио, и оно, живое, кричит и плачет от ужаса сотнями разных голосов. Неожиданно экран вспыхивает, одновременно исчезает звук. Это длится всего мгновение и напоминает черно-белую картинку художника-абстракциониста: с головокружительной высоты небоскреба что-то падает. Прежде чем успеваешь предположить самое страшное, экран вновь съедает кромешная тьма… Сам режиссер трактует этот образ метафорически и вместе с тем обобщенно: в разрушенных небоскребах ему мерещится призрак Вавилонской башни, а падающие люди ассоциируются с потерявшим крылья Икаром. Падает не только он — падаем все мы, и вместе со складывающимися в гармошку этажами небоскребов рушится и мечта народов о единой цивилизации…
В этот же день знаменитый режиссер Франсуа Озон предложит москвичам окунуться в «Бассейн»: 11 сентября картина с одноименным названием выходит в столичный прокат. Фильм, который был представлен в конкурсной программе кинофестиваля в Канне, по правде говоря, вызывает лишь слабое подобие эмоций, несмотря на обстоятельную игру Шарлотты Рэмплинг и отличную физическую форму Людивин Санье.
Возможно, всему виной — относительно камерный сюжет, который избрал Озон для своего нового детища. Его тема — отношения между художником и музой, и, хотя главным героем фильма он делает женщину — автора популярных детективов Сару Мортон, в ее образе угадывается и сам режиссер, который переплавляет внешние впечатления в метафоры и символы, подсматривает в щелку действительности, как подглядывает Сара за юной Жюли. Дочь издателя Сары (эту роль исполняет Людивин Санье) неожиданно приезжает на виллу в Провансе, куда тот отправил писательницу черпать вдохновение в тишине и покое. И о тишине, и о покое приходится срочно забыть: поначалу из-за чересчур активного образа жизни, который ведет сексапильная юная особа, каждую ночь приводящая в дом нового поклонника, а потом из-за непреодолимого писательского интереса, который девушка начинает вызывать у чопорной англичанки. Все это сопровождает детективная история, которая могла бы скомпрометировать режиссера своей нелепостью, не происходи она… в воображении Сары. Впрочем, об этом зритель лишь смутно догадывается в финальных кадрах: намек Озона нарочито невнятен, а без этой режиссерской трактовки фильм и вовсе теряет смысл, превращаясь в абсурдистскую историю о патологическом желании и бессмысленном убийстве.
Выставки. 4 сентября в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу открылась крупная международная выставка «Cubisme — Кубизм — Kubismus», организованная совместно с музеем «Шпренгель» в Ганновере. На экспозиции, уже успевшей посетить крупные страны Европы, будут представлены работы Пабло Пикассо и Жоржа Брака, Фернана Леже и Пауля Клее, Робера и Сони Делоне, Августа Макке, Луи Маркусси, Альбера Глеза и др. Из 50 работ — экспонатов западноевропейских музеев — большинство привозится в Москву впервые.
В начале 10-х годов прошлого века кубизм в России был искусством сверхактуальным. Только-только зарождался он и на Западе — с совместными экспериментами Пикассо и Брака, с первыми теориями и первыми спорами. Картина Пикассо, купленная и привезенная в Россию коллекционером Сергеем Щукиным, буквально взломала сознание российской арт-общественности. Когда же он приобрел целое «собрание сочинений» Пикассо периода кубизма, его особняк превратился в действующий музей, который считали своим долгом посетить все передовые художники того времени: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Давид Бурлюк, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Василий Кандинский и др. Картины этих ярких русских авангардистов из собрания Третьяковской галереи также будут представлены на выставке, которая продлится до 23 ноября.
Чистота рук людей власть предержащих всегда волновала граждан, далеких от политических игрищ. Теперь москвичи смогут рассмотреть эти руки самым внимательным образом: 12 сентября в фотогалерее им. братьев Люмьер открывается забавная выставка «Своя рука владыка». Внимание фотографов журнала «Итоги», которые представляют более 40 снимков политиков, деятелей культуры и прочих VIP-персон, привлекают прежде всего жесты представителей российского истеблишмента. Репортеры пристально следят за «выражением рук» Владимира Путина и Алексия II, Валентины Матвиенко и Алексея Кудрина, Никиты Михалкова и Валерия Гергиева. Жесты выдают волнение, или подчеркивают удивление, или отражают радость — те эмоции, которые обычно скрываются за профессионально непроницаемыми лицами. Так что репортажные фотоработы Алексея Дитякина, Александра Иванишина, Дмитрия Пленкина, Сергея Тягина, Владимира Новикова и др. вполне можно считать… захватывающим выпуском новостей с сурдопереводом.
И вновь на повестке дня — актуальное искусство. 10 сентября Государственный музей современного искусства открывает фестиваль под названием «Стой! Кто идет?». Идут «красивые, двадцатидвухлетние», то есть молодые и талантливые. Причем молодость определяется не столько датой рождения, сколько такими категориями, как «творческий заряд» и «новый взгляд и метод». Так по крайней мере утверждает куратор выставки Дарья Пыркина. Художники из Петербурга, Ижевска, Тагила, Калининграда, Новосибирска, Петрозаводска и др. покажут свои видеопрограммы, выставки, инсталляции и перформансы. Среди почетных гостей фестиваля ожидаются художники из Испании и Германии, Турции, Австрии, Прибалтики.
Откроет фестиваль выставка под названием «Посторонним В», которая пройдет в Доме Поленова в ГЦСИ и станет своеобразным смотром «новобранцев» от живописи. Некоторые из них, правда, уже давно вышли из призывного возраста. Из проектов, вызывающих наибольшее любопытство, — перформанс, инсталляция и выставка граффити… в зоопарке, акция нижегородца Николая Олейникова, который собирается произвести «Вторжение» в магазин, и перформанс немок Ольги Кумегер и Барбары Бухольд под названием «Human Interactivity», который закроет фестиваль 21 сентября в «Клубе на Брестской».
Музыка. С 5 по 15 сентября в Москве проводится VII Международный фестиваль шотландской культуры. Загадочная музыка, гипнотизирующие звуки волынки, традиционные одежды древних кельтов — всем любителям этноса взглянуть на это будет по меньшей мере любопытно. Фестиваль разбросан по разным площадкам столицы: от клубов «Б-2», «Китайский Летчик» и «Белые облака» до ЦДХ, парка «Сокольники» и стены Мира на Арбате.
Один из гостей фестиваля — коллектив под названием Calasaig. Они поют забавные песни на шотландском диалекте и исполняют протяжные ирландские баллады, играют заводные джиги и рилы или заунывные гэльские плачи. Каждый из музыкантов владеет сразу несколькими инструментами, а сама группа, несмотря на ее молодость, успела записать три альбома и прокатиться с гастролями по США, Канаде, Бельгии, Нидерландам, Турции и даже выступить с концертом на фолк-фестивале в Ростове-на-Дону.
Но самым красивым обещает стать выступление команды Clann An Drumma, которая сыграет в Москве 9-11 и 15 сентября. «Дети барабанов» (а именно так переводится на русский название группы) возят с собой по всему миру не просто концертную программу, но целое историческое шоу. Громко играя на волынках и выстукивая барабанную дробь, они выходят на сцену в костюмах древних жителей Шотландии — пиктов.
Театр. После продолжительного межсезонного затишья московские театры один за другим распахивают свои двери, натирают до блеска гардеробные вешалки и поднимают запылившиеся за лето занавесы. 11 сентября откроется новый сезон и в Табакерке, которая сразу же играет премьеру — спектакль «Солдатики» по пьесе молодого драматурга Владимира Жеребцова. Проект, который одновременно является и дебютной работой режиссера Дмитрия Петруня, впервые был поставлен для фестиваля «Новая драма» в 2003 году. Пьеса пришлась зрителям по вкусу и теперь делает попытки всерьез осесть в репертуаре театра Олега Табакова.
…Жили-были солдатики: сержант Хрустяшкин по прозвищу Хруст (Алексей Гришин) и рядовой Новиков (Артем Семакин). Жили неприхотливо: несли службу в проржавевшем вертолете, вели подсобное хозяйство — выращивали поросят. Но однажды в их нестройные полковые ряды пришло пополнение в лице Алтынова — юного скрипача из Санкт-Петербурга (Павел Ильин). Его шокирует неустроенный быт посреди раскаленной степи (действие происходит в 80-х годах неподалеку от космодрома «Байконур»), суровая армейская жизнь и конечно же люди, которые живут, кажется, по иным законам. Столкновение миров неизбежно, и оно станет серьезным испытанием для каждого из героев пьесы.© Финанс 2002-2005 г. Материалы, предоставленные журналом «Viberi», являются его интеллектуальной собственностью и охраняются российским законодательством об авторском праве и средствах массовой информации. Любое копирование, тиражирование, распространение либо любое иное использование информации возможно только с предварительного разрешения правообладателей. Ссылка на издание обязательна. Для электронных СМИ — гиперссылка.Адрес редакции: 127051, Москва,
Большая Новодмитровская ул., д.23, стр.5, тел.: (095) 788-5310