Рубрики
Статьи

89 полпредов против терроризма — ГОСУДАРСТВО — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — Архив — Выбери!by

89 полпредов против терроризма — ГОСУДАРСТВО — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — Архив — Выбери!by
89 полпредов против терроризма — ГОСУДАРСТВО — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — АрхивАнтон Кузин kuzin(at)finansmag.ruГлавной причиной разгула террора в России является несогласованность действий исполнительных органов власти. Такой вывод можно сделать из выступления Владимира Путина, посвященного реформированию политической системы страны. Основных способов борьбы с несогласованностью исполнителей было названо два: отказ от всенародных выборов губернаторов и введение пропорциональной системы выборов в Госдуму.
По мнению президента, губернаторы должны избираться по тому же принципу, что и председатель федерального правительства, а именно законодательными собраниями по представлению главы государства. Таким образом, 7 полномочных представителей президента в округах будут контролировать работу 89 таких же «полпредов» в регионах. Формально эти «новые полпреды» будут избираться, то есть у них, по-видимому, будут какие-то конкуренты. Причем избирать их формально будет все тот же российский народ, только теперь через своих представителей в заксобраниях. На деле же сложно предположить, что местное население, например, какой-нибудь национальной автономии единодушно проголосует за ставленника Москвы.
Гораздо легче себе представить, как это делает местное законодательное собрание. Владимир Путин уже заострил внимание на том, что процедура выборов губернатора будет аналогичной процедуре утверждения премьер-министра Госдумой. Если эта аналогия окажется полной, то в случае трехкратного несогласия региональных депутатов с президентским предложением местный парламент просто будет распущен. Кто же будет голосовать против?
А чтобы этот риск минимизировать, вводится принцип исключительно «пропорциональных выборов» или выборов только по партийным спискам. Пока это касается только Госдумы. До сих пор одна половина депутатов ГД избиралась по партийным спискам, другая — по одномандатным округам. Теперь Владимир Путин предлагает отказаться от «одномандатников» — «в интересах укрепления политической системы страны». Если следовать логике преемственности политических принципов по всей вертикали власти, то можно предположить, что и выборы в заксобрания станут сугубо «пропорциональными». То есть укрепится не только исполнительная, но и представительная вертикаль — вряд ли у кого возникает сегодня сомнение в том, какая партия получит «контрольный пакет» в региональных «думах».
В итоге получим следующее: пропрезидентские региональные парламенты формально утверждают любого президентского кандидата в губернаторы — на депутатах Госдумы эта процедура уже «обкатана». И вот тогда борьба с терроризмом станет гораздо эффективнее.
Владимир Путин пообещал внести соответствующие законопроекты на рассмотрение в Госдуму в течение ближайших месяцев, так чтобы депутаты успели их принять в нынешнем году.
Глава Центризбиркома Александр Вешняков заявил, что этой осенью единым пакетом будут приняты соответствующие поправки в законы «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» и «О выборах депутатов Государственной думы», в результате чего отменят выборы в Госдуму по одномандатным округам.
И тут встает ряд интересных вопросов. До конца нынешнего года, по данным ЦИКа, должны пройти выборы глав пяти субъектов Федерации: Самарской, Псковской, Астраханской, Ульяновской областей и Усть-Ордынского автономного округа. Насколько органично всенародно избранные в этих регионах губернаторы встроятся в новую политическую систему, анонсированную президентом?
Этим вопросом уже озаботился Центризбирком, который взял паузу в судебном разбирательстве о выборах губернатора Самарской области. Областной суд назначил выборы на 19 сентября, однако ЦИК посчитал, что у кандидатов остается слишком мало времени для проведения полноценной избирательной кампании. Но 15 сентября соответствующая надзорная жалоба ЦИКа не была рассмотрена Верховным судом, формально — из-за болезни представителя Центризбиркома. По мнению ряда наблюдателей, именно Самарская область может стать полигоном для проведения испытаний новой модели оружия по борьбе с терроризмом — выборов губернатора заксобранием по представлению президента.
Так что всенародные выборы губернаторов, которые до конца года должны были состояться в российских регионах, оказались подвешенными в воздухе. Но в гораздо более непонятной ситуации оказались уже законно избранные главы региональных администраций, у которых впереди 3-4 года работы. Они не были представлены президентом и не были избраны законодательными собраниями. Значит, они представляют устаревшую систему. Между тем в своем выступлении президент заявил следующее: «Органы исполнительной власти в центре и в субъектах Федерации образуют единую систему власти. А соответственно должны работать как целостный, соподчиненный, единый организм. Нужно признать, что такой системы власти в стране до сих пор не создано».
Получается, что эти всенародно избранные губернаторы — помеха в борьбе с терроризмом, потому что они не вписываются в новую, укрепленную модель исполнительной власти. Если позволить им доработать до конца отведенного срока, тогда придется признать, что эффективная борьба с терроризмом начнется не раньше чем в 2008-2009 годах. Ведь до тех пор исполнительная система останется в прежнем, неукрепленном виде.
Пока, судя по заявлениям Центризбиркома, вопрос о досрочном прекращении полномочий действующих губернаторов не стоит. Но тогда непонятно, каким образом и в какие сроки президент намерен начать эффективную борьбу с терроризмом. Если действующих губернаторов не снимут и позволят им доработать до конца срока, значит, все заявления о необходимости укрепления вертикали во имя борьбы с терроризмом окажутся профанацией. Ведь в этом случае новая исполнительная вертикаль, полностью подконтрольная президенту, окончательно сформируется только к концу второго президентского срока. И тогда она будет действительно эффективной, только уже не для борьбы с терроризмом, а для проведения очередных президентских выборов в интересах действующего главы государства. l