Рубрики
Статьи

Журнал Выбери.by оценивает влияние чиновников на экономику — ГОСУДАРСТВО — № 1 (91) 10-16 января 2005

Журнал Выбери.by оценивает влияние чиновников на экономику — ГОСУДАРСТВО — № 1 (91) 10-16 января 2005
Журнал Выбери.by оценивает влияние чиновников на экономику — ГОСУДАРСТВО — № 1 (91) 10-16 января 2005 — АрхивМинистр финансов РФ Алексей КудринПомимо традиционной задачи — составлять и исполнять бюджет — у Минфина появилась новая — защита Стабилизационного фонда от несытых взглядов и загребательных движений. По мере накопления «лишних» денег разговоры о том, что хорошо бы их потратить на что-нибудь хорошее, звучали все громче. Однако здравых идей, «на что потратить», в правительстве маловато, как нет и эффективных инструментов для использования средств из Стабилизационного фонда на цели развития. В частном секторе экономики «лишним» финансовым ресурсам нашли бы лучшее применение, но только при хорошем инвестиционном климате. В России же бюрократия становится все более агрессивной по отношению к бизнесу, а структурные реформы практически замерли. Решение Алексея Кудрина о досрочном погашении внешнего долга можно расценить на пятерку, нелогичные действия подконтрольной ему Федеральной налоговой службы — на двойку.
Министр экономического развития и торговли РФ Герман ГрефГермана Грефа принято считать едва ли не последним либералом в кабинете министров. Глава Минэкономразвития регулярно говорит совершенно разумные с точки зрения «рыночника» вещи. Например, что он «не считает правильным увеличение присутствия государства в рыночном сегменте». Однако либеральные декларации министра катастрофически расходятся с тем, что происходит на деле. «Продавить» необходимые реформы и предотвратить ухудшение делового климата Минэкономразвития не смогло, что в итоге оказалось ему даже на руку: есть чем объяснить замедление экономического роста. В министерстве вообще часто говорят о том, что «ключевое значение для решения экономических проблем имеют реформы, выходящие за рамки экономической сферы». С одной стороны, это правда. Но с другой — возможно, это неверие в собственные силы (лоббистские прежде всего) и привело к написанию программы социально-экономического развития страны, наполненной правильной риторикой, и не более того.
Председатель Банка России Сергей ИгнатьевОценивать результаты работы ЦБ за год не так просто. С одной стороны, «уложить» инфляцию в запланированные 10% (и обещанные позже президенту 8-9%) не удалось, да и курс доллара на конец года оказался совсем не таким, каким монетарные власти его прогнозировали во втором полугодии. Плохо это в первую очередь с точки зрения подрыва доверия экономических агентов (производителей, инвесторов, да и простых граждан) к ЦБ и его кредитно-денежной политике. С другой стороны, возможности контроля над инфляцией у ЦБ явно ограниченны. И дело не только в повышении цен на энергоносители и услуги ЖКХ. Так, возникший на пустом месте кризис доверия к банковской системе спровоцировал отток части денежных средств с рублевых депозитов в наличную валюту и на потребительский рынок, что привело к ослаблению рубля и росту инфляции. И ведомству Сергея Игнатьева тут можно поставить в вину лишь то, что он не сумел быстро успокоить банкиров и население.
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег ВьюгинДля главы ФСФР минувший год так и остался годом больших планов. Создание единого биржевого пространства и центрального депозитария, либерализация рынка акций «Газпрома», борьба с инсайдом и перетоком рынка на зарубежные биржи, развитие рынка деривативов, межведомственное формирование финансового регулятора, упрощение процедуры IPO — все еще проекты, и оценка воплощения этих идей — дело будущего. В заслугу Олегу Вьюгину можно поставить высказывания против непредсказуемых действий налоговиков. Остается лишь сожалеть о том, что последние до конца года не были склонны прислушиваться к мнению главы ФСФР и профессиональных участников рынка.
Советник Президента РФ по экономическим вопросам Андрей ИлларионовНе у всякого хватит смелости вслух назвать «абсолютно рыночную» продажу «Юганскнефтегаза» «аферой года». Доля Андрея Илларионова незавидна не только потому, что его отстранили от общения с «Большой семеркой». Обидно, наверное, быть советником президента, к которому не прислушивается не только президент, но и никто из государственных деятелей, принимающих сколько-нибудь значимые решения. Экономического эффекта от демарша Андрея Илларионова, конечно, не будет. Возможно, говоря о «пройденном перекрестке», он хотел, чтобы прозрели те, кто еще способен прозреть. А в практическом плане понижение Андрея Илларионова может стать скорее шагом к окончательному изгнанию либерально настроенных экономистов из коридоров власти.Михаил Фрадков. Избранное Дверь к «доступному жилью» приоткрылиФискальные новинкиНовых поправок не избежатьЭкономика власти