Рубрики
Статьи

Выбор главного направления развития железных дорог

Выбор главного направления развития железных дорог
Выбор главного направления развития железных дорогЖелезнодорожный транспорт как в текущие годы, так и на обозримой перспективе сохраняет ведущее место по объему перевозок среди других видов транспорта. В Нашей стране железные дороги играют большую роль в общетранспортной системе, чем в других странах мира, что объясняется размерами территории, географическими и климатическими особенностями, освоением и быстрым развитием новых экономических районов, необходимостью круглогодичной надежной транспортной связи между отдаленными промышленно-экономическими центрами и экономической эффективностью железных дорог по сравнению с другими видами транспорта. Можно полагать, что складывающаяся обстановка с топливно-энергетическими ресурсами, необходимость бережного отношения к их использованию усилят роль железных дорог во многих странах мира.Система развития экономики обеспечила высокую эффективность использования отечественных железных дорог, грузонапряженность которых в несколько раз превышает соответствующие показатели в западных странах. Однако, поскольку любые технические средства обладают своими оптимальными уровнями интенсивного использования, железные дороги, уровень их технического развития должны также рассматриваться и с этой точки зрения.Поэтому необходимо поддерживать строгое соответствие между экономическим развитием районов и их транспортными связями. Отставание провозной способности железных дорог от возникающих потребностей в сырье и материалах может замедлить развитие этих районов и привести к экономическим потерям, существенно превышающим стоимость строительства новых железных дорог или модернизацию существующих.Опыт показывает, что систематическое превышение нормального уровня загрузки дорог, когда им приходится работать без каких-либо резервов, нередко приводит к сбою движения и большим экономическим потерям. В то время как отече­ственный и зарубежный опыт свидетельствует, что для устойчивой работы и надежной эксплуатации линий, с учетом не­равномерности их загрузки, погодных и сезонных условий, пропускная способность должна реализоваться на уровне 75—85%, все большая часть нашей сети работает с полным заполнением расчетной пропускной и провозной способности.
Осуществляемые МПС ежегодные вложения с целью развития пропускных способностей наиболее загруженных линий, широкое использование опыта передовых коллективов по вождению поездов максимального веса, переход к массовому применению на ряде участков сдвоенных поездов, реализация инженерных решений по дальнейшей интенсификации использования технических средств, имеющихся в наличии, улучшение системы управления эксплуатацией и ремонтом во всех отраслях транспорта,— все эти меры могут в ближайшие годы обеспечить необходимое увеличение объемов перевозок. Однако если рассматривать транспортную проблему страну в целом, с учетом перспектив развития экономики всех районов страны, то этого недостаточно, поскольку комплекс этих мер по увеличению объема перевозок будет быстро исчерпываться возрастающими потребностями.Для кардинального решения проблем требуется единый генеральный план строительства новых, а также развитие и модернизация существующих железных дорог, рассчитанный на длительную перспективу. Он необходим еще и потому, что новое строительство связано с большими капитальными вложениями и трудовыми затратами, опережающим развитием изыскательских и проектных работ, созданием индустриальной базы строительных организаций и соответствующих мощностей в промышленности.При наличии долговременного генерального плана и ежегодном четком его выполнении проблемы развития отечественных железных дорог могут быть решены в полной мере с накоплением необходимых резервов провозных способностей.Выбору главного направления развития отечественных железных дорог посвящено много исследований. В частности, в ряде опубликованных работ рекомендуется основным направлением новой реконструкции транспорта считать дальнейшую интенсификацию использования технических средств, сохранение на достигнутом уровне мощностных характеристик локомотивов, ориентироваться лишь на выпуск восьмиосных вагонов, сокращать и в перспективе интервалы между движущимися поездами.При этом высказываемая идея о целесообразности вложения капитальных затрат в действующие железные дороги в связи с относительным и абсолютным увеличением стоимости нового строительства, на наш взгляд, недостаточно обоснована.Рассматривая современное состояние и перспективы развития отечественных железных дорог, думается, не следует противопоставлять различные методы и пути совершенствования и расширения их сети. Настало время разработки единой общегосударственной программы модернизации действующих железных дорог и всех технических средств, интенсификации их использования и строительства новых магистралей. Положительное значение такой целевой долговременной программы для успешного развития железнодорожного транспорта, а следовательно, и всего народного хозяйства трудно переоценить, его необходимость давно назрела.