Рубрики
Статьи

Всемирная защита — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!by

Всемирная защита — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!by
Всемирная защита — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — АрхивВсемирная защита — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!byКонкуренция. Российские банкиры передали в Минэкономразвития список мер, которые следует принять в рамках вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО).Инесса Паперная <papernaya@finansmag.ru>Список составлен Ассоциацией российских банков (АРБ), к которой в марте этого года обратилось Минэкономразвития с просьбой письменно оформить предложения по подготовке отечественной банковской системы к вступлению в ВТО. Главные требования банкиров сводятся к попытке сделать российскую банковскую систему конкурентоспособной. Опасения российских банкиров понятны, так как именно финансовый сектор наиболее пострадает от вступления России в ВТО. Дело в том, что члены этой организации подписывают Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), в рамках которого должны беспрепятственно допускать на свою территорию филиалы компаний стран, входящих в ВТО.
Сейчас в России филиалов иностранных банков нет. Был филиал армянского банка «Анелик», но и он в начале 2003 года был перерегистрирован в его российский дочерний банк. Только в таком виде в России могут присутствовать иностранные банки, хотя прямого запрета на открытие их филиалов не существует. Таким образом, «дочки» иностранных банков являются самостоятельными российскими компаниями, деятельность которых регулируется ЦБ. Им приходится выполнять все требования, которые предъявляют российские надзорные органы к любому российскому банку. Филиалы же имеют другой правовой статус — они являются структурными подразделениями компании, а потому подчиняются надзорному органу, платят налоги и ведут консолидированную отчетность в той стране, где зарегистрирована головная организация.
Придут и отберут. Больше всего российских банкиров пугают неравные «весовые категории», в которых они окажутся в случае допуска в страну иностранных филиалов. Так, по данным ЦБ, на 1 марта 2004 года совокупный размер активов всех российских банков составляет 5,9 трлн рублей ($197 млрд), в то время как активы только одной американской Citigroup превышают $1,21 трлн. Сейчас иностранцам приходится инвестировать значительные суммы в создание дочерних структур, но объемы вложений сдерживаются несовершенством российского законодательства и высокими издержками по ведению бизнеса (на них распространяются нормы по формированию обязательных резервов, установленные ЦБ). В то же время иностранные филиалы смогут напрямую пользоваться значительными средствами материнских компаний без каких-либо значительных инвестиций в инфраструктуру в России. Банкиры опасаются, что если в Россию будут допущены филиалы транснациональных корпораций, иностранцы смогут переманить за счет дешевых и длинных ресурсов к себе на обслуживание всех крупнейших клиентов.
Как считают финансисты, если не поставить заслоны на допуск иностранцев, часть банков прекратит существование, как это произошло в Венгрии, Польше и Чехословакии. Эти страны настолько либерализовали свои законы, что теперь их банковская система на 80-90% принадлежит нерезидентам. Причем, утверждают банкиры, от концентрации инвестиций в руках западных институтов может пострадать вся российская экономика — уже сегодня более 40% всех кредитов российские предприятия получают именно из-за рубежа. «Случись что, нерезиденты смогут отозвать свои вложения на российском рынке, а это может подкосить экономику в целом», — утверждает вице-президент банка «Зенит» Михаил Ермаков. Подобный коллапс два года назад пережила Аргентина, банковская система которой была представлена в основном иностранными банками. Появившиеся признаки финансовой нестабильности в этой стране повлекли за собой отток капиталов, что только усугубило экономический кризис.
Все переписать. Для защиты своих интересов российские банкиры настаивают на внесении поправок в действующие законы. В идеале они хотят добиться прямого запрета на работу в России филиалов иностранных банков хотя бы в течение первых 5-10 лет после вступления в ВТО. Предполагается, что за это время российские банки окрепнут и как следует подготовятся к работе в новых условиях. Велись даже разговоры о том, что ЦБ уже готовит поправку в закон «О банках и банковской деятельности», запрещающую иностранным банкам открывать филиалы в России. «Позиция России, включающая ряд ограничений по доступу нерезидентов в национальную банковскую систему, является совершенно обоснованной, особенно на период адаптации сектора банковских услуг к деятельности в соответствии с принципами ВТО», — утверждает управляющий филиалом «Центральный» банка «Агропромкредит» Андрей Гордеев. ЦБ согласен с банкирами и настаивает на своей позиции. Недавно экс-замминистра экономического развития Максим Медведков на переговорах по присоединению России к ВТО еще раз подтвердил: филиалы западных банков напрямую работать на российском финансовом рынке не будут. Вместе с тем некоторые специалисты сомневаются в правомочности требований россиян. «Какие-либо конкретные меры повышения конкурентоспособности или льготы, направленные исключительно на российские банки, могут быть оспорены в рамках GATS, подразумевающего равные условия работы всех участников отрасли», — считает аналитик инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Пискунов. А аналитик по банковскому сектору компании «АВК-Аналитика» Петр Минин указывает на то, что из проекта стратегии развития банковского сектора РФ до 2008 года, которая и так очень обтекаема, предпочли убрать пункт по поводу филиалов западных банков, хотя в предыдущем варианте документа было указано, что ЦБ собирается рассмотреть этот вопрос до 2005 года. «Сейчас и для ЦБ, и для российских банков ситуация оптимальна — юридически никаких запретов нет, но фактически доступ на внутренний рынок для западных банков возможен только через участие в капитале российских банков», — говорит аналитик. Именно поэтому, как считают эксперты, изменения законодательной базы в преддверии вступления в ВТО в первую очередь должны касаться повышения качества и надежности отечественных кредитно-финансовых институтов.
Без паники. Пока российские банкиры уповают на свое безусловное преимущество перед иностранными банками: опыт работы на отечественном рынке и как следствие этого — знание местной специфики и налаженные связи. «У нас любой банк, за исключением Сбербанка, занимает не более 2% рынка, и иностранные институты не смогут в короткое время захватить большую долю рынка, как, например, это было в Восточной Европе, — утверждает Петр Минин из «АВК-Аналитики». — Кроме этого у российских банков накоплен значительный опыт в обслуживании российских клиентов, а это является значительным конкурентным преимуществом». Поэтому, заверяет эксперт, если вступление в ВТО приведет к усилению конкуренции и притоку новых инвестиций, то эффект для рынка в целом будет положителен. Да и далеко не все банкиры уверены в том, что членство во Всемирной организации сыграет в судьбе банковского сектора только отрицательную роль. «Вступление в ВТО позитивно скажется на росте всех секторов экономики и не должно ущемлять интересы как финансовых организаций, так и российских производителей», — говорит Андрей Гордеев из «Агропромкредита». Согласно его оптимистической точке зрения, интенсивные переговоры в 2003 году позволили России выйти на завершающую стадию присоединения к ВТО и, что всего вероятнее, членство ей будет обеспечено в начале 2005 года. А как недавно заявил министр финансов Алексей Кудрин американским инвесторам, Россия сможет завершить переговоры по вступлению в ВТО уже в этом году. Однако Андрей Пискунов из «Церих Кэпитал Менеджмента» не столь оптимистичен. «Непрозрачность процесса переговоров по вступлению России в ВТО не позволяет судить о скорости процесса и готовности страны к такому шагу», — считает эксперт. По его мнению, заявления представителей центральной власти о возможном вступлении в ВТО через год-два далеки от реальных сроков, так как, к примеру, само изменение торгового режима в области банковских услуг подразумевает четырехступенчатый процесс поэтапного снятия барьеров различной степени. Вместе с тем, как заявил «Ф.» один из топ-менеджеров крупного российского банка, к концу второго президентского срока Россия должна любыми методами получить членство — для российского руководства это вопрос настолько же принципиальный в имиджевом плане, как и удвоение ВВП. l
В России действует 128 банков с иностранным участием в капитале. Из них со 100-процентным участием — 33: на них приходится в совокупности 15 филиалов, расположенных в различных регионах страны.Список требований АРБПомимо требования о запрете на допуск в страну филиалов, в сущности, весь комплекс планируемых изменений сводится к двум тезисам. Согласно первому, для сохранения национальной банковской системы необходимо снижение себестоимости деятельности кредитных организаций и расширение ресурсной базы, для чего требуется уменьшение нормативов отчислений в ФОР, изменение порядка формирования резервов, используемых при выдаче ссуд, обеспечение доступа банков к бюджетным средствам и деньгам пенсионных фондов. Второй подразумевает упрощение ряда процедур, способствующих развитию банков: в их числе процедуры по увеличению капитализации, привлечению кредитных ресурсов, слиянию и поглощению. Также банкиры настаивают на том, чтобы внести изменения в статью 837 Гражданского кодекса РФ и разрешить досрочный возврат вклада на особых условиях (например, половина вклада отдается по первому требованию, вторая — спустя какое-то время) либо вовсе лишить вкладчика такого права.
Квота оказалась ненужнойВ свое время Россия пыталась себя оградить от иностранцев с помощью квоты на их участие в капитале российских банков. Такое ограничение предусмотрено в законе «О банках и банковской деятельности». В первый и последний раз ЦБ воспользовался этим правом в 1993 году, установив квоту для иностранных акционеров в 12% от совокупного капитала отечественных банков. Однако до практической его реализации дело не дошло, так как реальное участие иностранного капитала в российской банковской системе недотягивало до планки. В итоге в ноябре 2002 года ЦБ отменил это чисто формальное ограничение, однако ситуация так и не изменилась и массовой скупки российских банков не произошло. Как утверждает Михаил Ермаков из «Зенита», пока в составе иностранных вложений в отечественную банковскую систему все еще преобладает кипрский капитал, однако это российские же деньги, которые были в свое время вывезены из страны, а потом вернулись. Поэтому говорить о каком-то масштабном участии иностранцев в российской банковской системе не приходится. Вместе с тем ЦБ и сейчас не исключает возможности введения очередной квоты в размере 25%.© ЗАО «Газета Финансовая Россия»»При цитировании ссылка на журнал «Финанс» обязательна.