Рубрики
Статьи

Возрождение нефтегазового монстра — КОМПАНИИ — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — Архив — Выбери!by

Возрождение нефтегазового монстра — КОМПАНИИ — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — Архив — Выбери!by
Возрождение нефтегазового монстра — КОМПАНИИ — № 35 (76) 20-26 сентября 2004 — Архив
Предыстория. Владимир Путин неоднократно высказывался за прекращение двойного регулирования рынка акций «Газпрома», и каждый раз это приводило к росту капитализации концерна. Доверчивые инвесторы надеялись, что обещания президента сбудутся в скором времени. Но все упиралось в отсутствие у государства прямого контроля над газовым гигантом. Минимуществу напрямую принадлежит 38,37% акций «Газпрома». Еще 17,89% государство контролирует через «Газпром» — такой долей владеют дочерние и аффилированные структуры концерна. Власти опасаются гипотетической возможности потерять управление над стратегически важной компанией после того, как ограничения по владению акциями «Газпрома» для иностранцев будут сняты. Во всяком случае чиновники всегда увязывали начало проведения либерализации рынка акций с обретением государством контрольного пакета, но никаких предложений, как этого можно добиться, до сих пор не выдвигали.
В конце концов постоянные задержки с решением этого вопроса стали раздражать фондовый рынок. К примеру, в преддверии последнего годового собрания акционеров ожидалось, что на нем будет объявлено о мерах по либерализации рынка акций. Поэтому, когда председатель правления газовой монополии Алексей Миллер в очередной раз ограничился «пустым» заявлением о том, что либерализация состоится «в короткие сроки», акции «Газпрома» снизились более чем на 5%. Инвесторов разочаровало, что государство и менеджмент «Газпрома» так и не предложили конкретный список мероприятий. А после заявления Михаила Фрадкова о том, что «электроэнергетику и газ нельзя одновременно реформировать — можно надорваться», сделанного в конце августа, на рынке вообще отчаялись ожидать каких-либо подвижек до конца 2004 года.
Ситуацию подогрела и чрезмерная активность заместителя председателя комитета Госдумы по промышленности Юрия Савельева, который направил запросы в Генпрокуратуру, ФСБ и МВД с просьбой проверить законность владения структурами, близкими к ИК «Объединенная финансовая группа» (ОФГ), 6,5% акций «Газпрома». По итогам торгов 18 августа, когда эта информация о запросе стала достоянием общественности, акции газового концерна подешевели на 12,5%. Дело в том, что «серые» схемы, одну из которых создала ОФГ, используют иностранцы для того, чтобы стать владельцами ценных бумаг «Газпрома». Это дает им возможность обойтись без получения разрешения ФСФР на приобретение акций и превысить 20-процентную квоту. По некоторым данным, в «серых» схемах осело 14-16% акций монополии.
Снятие ограничений для нерезидентов позволит вывести эти ценные бумаги из «серого» сектора в «белый». Именно поэтому предложенный в прошлый вторник Михаилом Фрадковым и одобренный Владимиром Путиным план мероприятий по либерализации рынка акций «Газпрома» оказал такое положительное воздействие на фондовый рынок. Ведь впервые за долгое время государственные мужи не ограничились заявлениями о том, что либерализация необходима и что рано или поздно она будет проведена, а выдвинули конкретное предложение по увеличению доли государства в уставном капитале газового гиганта — в обмен на часть «казначейских» акций монополист получит 100% акций государственной «Роснефти».
Суперкомпания. Как заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер, в ходе сделки по поглощению «Роснефти» будет задействован тот пакет акций газового концерна, который необходим для получения государством контрольного пакета — 50% + 1 акция. При этом он уточнил, что государственными считаются не только акции Минимущества, но и 0,9% ценных бумаг, находящиеся во владении компании «Росгазификация» (государству принадлежит 74,56% акций этого предприятия). В связи с этим логично предположить, что в качестве государственной будет восприниматься и 0,62-процентная доля, которой в совокупности располагают государственный Внешэкономбанк и несколько учреждений федерального, регионального и муниципального уровня. Таким образом, учитывая, что государство владеет 39,892% акций «Газпрома», для получения контрольного пакета ему необходимо получить еще 10,11% акций.
Нефтяные активы «Газпрома» и «Роснефти» будут объединены в составе новой дочерней структуры газового концерна — «Газпромнефть». А возглавит эту новую нефтяную компанию президент «Роснефти» Сергей Богданчиков. В прошлом году «Роснефть» добыла 19,6 млн тонн нефти, «Газпром» — около 11 млн тонн. Через 3-5 лет «Газпромнефть» должна выйти, по словам Алексея Миллера, на уровень нефтедобычи в 40-50 млн тонн. Глава «Газпрома» рассчитывает завершить все необходимые корпоративные и юридические процедуры по присоединению «Роснефти» до конца 2004 года. К этому же сроку должна быть проведена реструктуризация добывающих активов поглощаемой «Роснефти» в соответствии с принятой в «Газпроме» программой выделения предприятий по видам деятельности — добыча, транспортировка, хранение и сервисные услуги.До объявления о сделке рыночная стоимость 10,11-процентного пакета составляла около $4,8 млрд (исходя из цены акций на внутреннем рынке). Что же касается стоимости «Роснефти», то эксперты оценивают ее по-разному. Директор аналитического отдела ИГ «Атон» Стивен Дашевский называет сумму в $4,8 млрд (учитывая долг и долю миноритарных акционеров «дочек» «Роснефти»). Правда, к сроку проведения обмена активами рыночная капитализация 10,11% акций «Газпрома» может очень сильно повыситься. Например, если рассчитывать ее по максимальной цене, достигнутой на прошлой неделе, стоимость этого пакета составляет $5,9 млрд. Алексей Миллер говорит, что в случае возникновения дисбаланса можно будет вовлечь в сделку другие государственные энергетические активы, которые позволят обеспечить паритет.
С другой стороны, начальник информационно-аналитического управления ИФ «Олма» Владимир Детинич говорит, что, по оценкам, проведенным методом дисконтированных денежных потоков, справедливая стоимость «Роснефти» составляет $7,8 млрд (для миноритарных акционеров). При покупке 100% акций обычно добавляется еще и премия за контроль в размере как минимум 50%, получается, что «Роснефть» достанется «Газпрому» без какой-либо премии, поэтому предстоящая сделка весьма выгодна газовому монополисту, считает Владимир Детинич.
Аналитик Гута-банка Илья Федотов утверждает, что, поскольку «Газпром» сейчас значительно недооценен, присоединение дополнительных нефтяных активов и либерализация рынка акций может стать еще одним стимулом для повышения его капитализации. Это, пожалуй, самое распространенное мнение на фондовом рынке. Тот факт, что рыночная стоимость газового концерна вырастет после объединения внешнего и внутреннего рынков акций, не вызывает сомнения. Но вопрос о том, какую отдачу получит «Газпром» от присоединения «Роснефти», остается открытым. Заместитель председателя правления Москоммерцбанка Айнур Омарбекова полагает, что государство скорее всего будет создавать очередного монстра нефтегазовой промышленности, причем эффективность его работы будет аналогична эффективности работы Министерства топлива и нефтегазовой промышленности СССР. «Газпром» и без «Роснефти» — довольно громоздкая структура, к тому же ему придется отвлекать свои средства для финансирования проектов «Роснефти», развивает мысль начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. А Дмитрий Мангилев из ИК «Проспект» обращает внимание на большую задолженность «Роснефти» — $4,3 млрд, что составляет 63% от суммы баланса компании. Это достаточно высокий показатель, компания смогла набрать такое количество долгов за счет того, что основным ее заемщиком выступает государственный Сбербанк, говорит аналитик.
Хотели как лучше… По словам Алексея Миллера, для определения окончательных параметров по сделке с «Роснефтью» будет проведена оценка обмениваемых активов, а в ходе подготовки этого решения стороны исходили из предварительного понимания в отношении ориентиров. Условия транзакций будут обсуждаться на заседании совета директоров «Газпрома», которое состоится 28 сентября. Там же будет принято решение о созыве внеочередного собрания акционеров для внесения изменений в устав компании. Из него предполагается исключить пункты, которые регулируют процедуру выкупа акций у остальных акционеров участником, приобретшим более 30% акций «Газпрома». Ведь иначе есть риск того, что государству придется приобрести доли некоторых миноритарных акционеров.
Закон «Об акционерных обществах» позволяет снять с государства обязанности по выкупу акций, внеся соответствующие изменения в устав общества. Однако само государство как заинтересованная сторона не сможет принять участие в голосовании. Тем не менее проблем с внесением поправок не должно возникнуть. Решение по этому вопросу принимается простым большинством. Поскольку госпакет не будет участвовать в голосовании, 17,89% акций, принадлежащие «дочкам» «Газпрома», превратятся в 29%. Наверняка окажет помощь газовому монополисту и его стратегический партнер — немецкий концерн Ruhrgas AG. Ему приписывают 6,5% акций, которые превратятся на собрании акционеров в 10,5% голосов. Скорее всего поддержат это решение и работники «Газпрома» (им принадлежит значительная доля из 13,85% акций, находящихся в собственности физических лиц). Наконец, многие портфельные инвесторы могут согласиться на ущемление своих прав и пойти на уступки государству ради ускорения процесса либерализации рынка акций.
Безусловно, исключение из устава пунктов, которые регулируют выкуп акций, является примером не очень хорошей корпоративной политики. Но карт-бланш на такое поведение дал чиновникам и топ-менеджерам «Газпрома» сам Владимир Путин, когда на встрече с Михаилом Фрадковым говорил о необходимости прекратить двойное регулирование рынка акций. Президент тогда добавил: «Чем быстрее и чем более рыночными инструментами это будет достигнуто, тем лучше». Это ведь не обязательное для исполнения поручение, а всего лишь пожелание. Что ж, если добиться цели менее рыночными инструментами, это будет, конечно, не так хорошо, как желал бы Владимир Путин, но зато будет решена главная задача.
Еще одну горькую пилюлю «прописал» инвесторам министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Он заявил, что после либерализации рынка акций «Газпрома» определенные ограничения на участие иностранцев в капитале компании могут быть сохранены. Это высказывание было одной из главных причин, которые спровоцировали коррекцию на внутреннем рынке акций «Газпрома» в прошлый четверг и способствовали увеличению спрэда между ценой ADS и внутренних акций. А ведь спрэд начал сокращаться после объявления о планах правительства по увеличению госпакета в газовой монополии. Второй причиной стало осознание инвесторами того, что либерализация состоится не так быстро, как им хотелось бы, скорее всего не ранее середины следующего года. l
© Финанс 2002-2004 г. Использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателей© ЗАО Газета Финансовая Россия, 2000-2003 г.