Рубрики
Статьи

Сергей игнатьев требует прозрачности — Дорогие товарищи — Главное — № 15 (09-15 июня 2003) — Номера за 2003 год

Сергей игнатьев требует прозрачности — Дорогие товарищи — Главное — № 15 (09-15 июня 2003) — Номера за 2003 год
Сергей игнатьев требует прозрачности — Дорогие товарищи — Главное — № 15 (09-15 июня 2003) — Номера за 2003 год — АрхивПредседатель Центрального банка РФ Сергей Игнатьев на Международном банковском конгрессе призвал российские банки к активности в раскрытии информации о своей деятельности. Судя по всему, ЦБ всерьез решил добиться прозрачности в вопросе состава реальных собственников банков и другой финансовой информации.Инесса ПапернаяВыступая на конгрессе, Сергей Игнатьев напомнил, что в «Стратегии развития банковского сектора» была поставлена задача обеспечить раскрытие кредитными организациями сведений об их реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций. Еще в марте 1998 года Банк России рекомендовал банкам раскрывать данные оборотной ведомости по счетам банковского учета и отчета о прибылях и убытках на странице Центробанка в Интернете.
«Мы хотели бы, чтобы эта информация была доступна не только вкладчикам, но и потенциальным кредиторам, инвесторам, экспертам и финансовым аналитикам», — пояснил точку зрения ЦБ Сергей Игнатьев. По его словам, после повторного обращения Банка России в апреле текущего года с такой же рекомендацией число банков, согласившихся на раскрытие сведений о себе, увеличилось со 198 до 370. «Я надеюсь, что число кредитных организаций, которые согласятся на обнародование данной информации, будет расти», — сообщил главный банкир страны.
Вместе с тем, по его словам, с раскрываемостью информации о реальных собственниках кредитных организаций ситуация обстоит значительно хуже. «Знание реальных собственников необходимо, чтобы правильно судить о значении сделок между связанными сторонами, знать о соответствующих рисках», — пояснил глава ЦБ. Между тем, по его словам, широкое использование подставных промежуточных номинальных собственников позволяет владельцам и приобретателям банков скрывать изменения в собственности от надзорных и регулирующих органов.
«Бизнес банков как финансовых посредников основывается на доверии вкладчиков, кредиторов и инвесторов, — пояснил свою критику Сергей Игнатьев. — Банк способен вести свое дело тогда, когда его контрагенты — фактические и потенциальные — осведомлены о том, кому принадлежит банк, какой собственный капитал поставлен собственниками на кон и каким образом собственники контролируют менеджмент банка». По мнению председателя ЦБ, основываясь на этой информации, вкладчики, кредиторы и инвесторы решают — можно ли ожидать от владельцев и управляющих банка «честной, солидной и эффективной политики». Известно, что раскрытие информации о собственности и контроле увеличивает доверие к банку, открывает банку доступ к рынку капитала, удешевляет привлечение денежных средств. В этой связи, по словам Сергея Игнатьева, очень показательно, что на российском фондовом рынке из банковских акций активно обращаются только бумаги Сбербанка.
Сергея Игнатьева поддержал председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев. В своих оценках парламентарий был категоричен: «Наши банки неохотно выходят на фондовый рынок — и это серьезнейшая проблема». Причиной тому, по его словам, является непрозрачная деятельность кредитных учреждений, которые помимо легальных проводят так называемые серые операции.
Банкиры к призыву Сергея Игнатьева отнеслись спокойно. «Когда понимаешь, кто стоит за конкретным банком, это позволяет принимать адекватные решения», — говорит управляющий новосибирским филиалом банка «Сибконтакт» Александр Лубенец. По его словам, «зачастую приходится быть свидетелями достаточно агрессивного поглощения тех или иных элементов экономики, и для клиента важно иметь представление о том, кто реально стоит за банком, чтобы прогнозировать ситуацию». «Я не вижу никакого ущемления прав собственника в предложении Сергея Игнатьева, — сообщил журналу Выбери.by директор департамента розничного бизнеса Транскредитбанка Андрей Купцов, — мне кажется, что этот процесс идет уже сам по себе. Со стороны ЦБ эта лишь констатация факта». Как говорит Андрей Купцов, «не за горами передел собственности, он уже начался в форме слияний и поглощений в банковской сфере». В качестве примера представитель Транскредитбанка привел ситуацию вокруг Автобанка: «В связи с разбирательствами сейчас этот банк больше заинтересован уже не в сокрытии информации о собственности, а в нормальном юридическом оформлении своего бизнеса — чтобы не остаться через некоторое время совсем без него». Также, по словам Андрея Купцова, открытость банкам необходима для выхода на рынок заемного капитала: «Чтобы получить серьезный западный синдицированный кредит, нужно иметь прозрачную форму собственности».
Вместе с тем рекомендации руководителя ЦБ могут остаться без ответа. Как сообщил журналу Выбери.by президент ОАО «ВИП-Банк» Григорий Альтшулер, пока не появится соответствующее указание антимонопольного комитета, банки не начнут открываться. «Если жизнь заставит, тогда всем придется играть по новым правилам», — сообщил банкир. Председатель правления Русславбанка Николай Гусман в интервью журналу Выбери.by был более категоричен: «Общей открытости не существует. Призыв открыться вообще не имеет смысла и противоречит общему духу предпринимательства».
При этом банкир выступает за полную откровенность и открытость банков в той части, которая касается финансовой деятельности: «Это правильно и полезно всем тем, кто хочет работать в сфере межбанковского взаимодействия». Однако в ситуации с раскрытием информации о владельцах он придерживается другой точки зрения. «Капиталы значимых банков можно разделить условно на три части, — заявил глава Русславбанка. — Первая категория существует в духе закона. Вторая — это раздутые капиталы, их очень много, и об этом прекрасно известно. Третья часть — наиболее интимная, это те капиталы, которые доведены до банков через систему офшоров или зарубежного владения. Если первая и вторая категории достаточно хорошо известны и не представляют большого интереса, то третья группа, безусловно, любопытна. Интерес к ней проявляют не только органы надзора, но также криминальные и полукриминальные структуры. Кроме того, они интересны целому отряду чиновников, которые живут за счет эксплуатации своего собственного места и кормятся от бизнесов». Поэтому, по словам банкира, попытка открыть истинных владельцев не всегда приветствуется банками — общество еще недостаточно подготовлено к владению и корректной эксплуатации этой информации.