Расчет преференциальной ренты
Расчет преференциальной рентыПравила оценки нерентных ресурсов нормативно регламентированы и оговариваются учетной политикой хозяйствующих субъектов. При изучении способов оценки непосредственно самого рентного ресурса следует помнить следующее. Несмотря на то, что некоторые преференциальные ресурсы передаются государством предприятиям бесплатно (суммы льгот по налогам, субсидии, дотации, гранты и т.п.), они имеют ценность, опосредующую не только размер бюджетного транша, но и величину дополнительных активов, способных укрепить экономический потенциал их получателя. По существующим правилам учета принимающая сторона обязана отразить в учете увеличение активов за счет бюджетного финансирования по их оценочной стоимости.Величина рентного ресурса может быть оценена на уровне суммы ссуженных (недополученных) государственным бюджетом средств в связи с положительным решением вопроса о предоставлении некоторых льгот (в форме льготных кредитов, ссуд, льготных налоговых ставок и т.п.) отдельному субъекту или группе субъектов. Так, например, в случае предоставления льготного кредита стоимость рентного ресурса (РР) может оцениваться как разница между суммами платы за кредит по нельготному (общему для всех субъектов) проценту (П) и платы за кредит, исчисленной по льготному проценту (Пл).РР = П — Пл. (2)Если субъект хозяйствования воспользовался льготой, регламентированной в актах налогового или таможенного законодательства, размер преференциального ресурса оценивается в данном случае на уровне величины соответствующих налогов и пошлин, недополученных бюджетом. Величина беспроцентной ссуды, субсидий, амнистированного штрафа будет тождественна стоимости полученного субъектом в данном случае рентного ресурса и т.п. Стоимость любого преференциального ресурса должна включать также издержки, размер которых в большей степени оценивается величиной трудовых и прочих затрат, понесенных государством на его создание. Кроме того, следует учитывать сумму расходов по управлению преференциальным ресурсом.Итак, определение стоимости преференциального ресурса позволит исчислить его долю в общей сумме ресурсов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности субъекта.Важным вопросом является также определение момента фактического перехода прав реципиенту на владение преференциями. То есть следует определиться, когда же именно экономический агент получает в руки и фак-тически использует преференциальный ресурс в составе прочих ресурсов? Дело в том, что в ряде случаев момент наступления права на владение некоторыми преференциями может не совпадать с моментом фактического получения преференциального ресурса субъектом. Речь идет, к примеру, о таком виде преференций, как льготный кредит. В данном случае важно различать даты получения субъектом суммы кредита под льготный процент и даты получения им дополнительного капитала, который не могут получить иные кредитополучатели ввиду отсутствия у них прав на льготный кредит. Дату получения дополнительного капитала от использования суммы льготного кредита мы и предлагаем рассматривать как дату получения субъектом преференциального ресурса. То есть время получения преференциального ресурса будет равно как минимум одному обороту заемных средств (или нескольким оборотам, если заемные средства будут использованы на покупку внеоборотных активов). Механизм перехода преференциального ресурса предприятию-обладателю права на льготный кредит удобно проследить в следующем условном примере.Пусть организация 1 и организация 2 при прочих равных условиях осуществления финансово-хозяйственной деятельности получили кредит 30 000 000 р. для закупки товара с целью его дальнейшей реализации. Организация 1 — по общей для всех ставке кредитования 17%, организация 2 — по льготной ставке 10% (срок кредитования — 3 месяца). На полученную сумму кредита был закуплен товар и по истечении трех месяцев реализован на общих рынках сбыта по одинаковым ценам при прочих равных затратах. Из суммы полученной выручки была возвращена сумма кредитного займа 30 000 000 руб. и своевременно уплачены проценты по кредиту.Таким образом, право на льготный кредит позволило организации 2 через три месяца получить дополнительные 2 100 000 руб., которые на сегодняшний день остаются у субъектов и далее используются ими бесконтрольно. Вместе с тем сумма 2 100 000 руб. может рассматриваться в данном случае как потери бюджета и в нашем исследовании трактуется как один из видов преференциальных ресурсов, подлежащих обособленному учету с целью контроля за его использованием, а также расчета преференциальной ренты как положительного результата в случае его эффективного освоения.Исходные условия представленной выше ситуации используем далее для изучения условий образования преференциальной ренты.Итак, организация 1 и организация 2 реализовали товар, приобретенный за счет кредитных средств. Из полученной выручки заплатили налоги, вернули банку кредит 30 000 000 руб. и уплатили проценты по кредиту (5 100 000 руб. и 3 000 000 руб. соответственно). На оставшиеся деньги закупили новый товар (например, по 1 000 руб. за единицу). Организация 1 на сумму 1 740 000 руб. приобрела 1 740 единиц товара, организация 2 на сумму 3 840 000 руб. приобрела 3 840 единиц товара. Так как для чистоты исследования мы заведомо определили для наших организаций прочие равные условия хозяйствования, предположим, что далее товар был ими реализован по одинаковой цене -1 400 руб. за единицу.Законодательство Республики Беларусь в области регулирования порядка ведения бухгалтерского и налогового учета регламентирует следующий порядок исчисления финансовых результатов.Таким образом, преференциальный ресурс, оцененный в нашем примере суммой 2 100 000 руб., на сегодняшний день теряется среди прочих ресурсов, учитываемых в составе затрат. А дополнительный доход на каждую единицу затраченного преференциального ресурса трансформируется в прибыль, которая подлежит распределению согласно современной методике налогообложения прибыли (доходов) налогоплательщиков.Общество в лице государства несет потери на сумму безвозмездно переданных преференциальных ресурсов, оцененных величиной общественных затрат (в нашем примере в размере 2 100 000 руб.). Эти потери частично возмещаются государству в виде дополнительных поступлений в бюджет при налогообложении прибыли (в нашем примере организация 2 перечислила только налога на прибыль на 201 600 руб. больше). Однако такие возмещения возможны лишь при коммерческом использовании организацией 2 преференциального ресурса. В случае использования такого ресурса организацией 2 для собственного непроизводственного потребления общество несет двойные потери на сумму переданных преференций и на сумму доходов, которую они могли бы принести. К тому же отмеченная бесконтрольность учета движения отдельных видов преференциального ресурса в некоторых случаях вызывает перетекание общественных средств в карманы пользователей преференциями. И даже если такие случаи представить как крайнее и редкое поведение хозяйствующих субъектов, то неэффективное использование преференциальных ресурсов является известной проблемой.Выделение на забалансовом счете преференциального ресурса как части отвлеченного общественного капитала, обеспечение раздельного учета его движения позволят проследить сроки и размеры использования данного ресурса в хозяйственной деятельности субъекта и определить долю преференциального ресурса в общем объеме затрат, понесенных при производстве и реализации тех или иных благ. Как отмечалось выше, долю рентного ресурса в общем объеме задействованных ресурсов мы предлагаем учитывать для решения задачи разделения дохода на предпринимательскую прибыль и ренту.С учетом внесенных предложений преобразуем представленное выше балансовое соотношение (1), не меняя его сути.Сравнение исчисленных двумя способами доходов организации 1 и организации 2 подтверждает обоснованность выделения рентного дохода (или в нашем случае преференциальной ренты) из общего дохода исходя из удельного веса использованного преференциального ресурса (общественного капитала) в общей сумме затрат, направленных организацией 2 на извлечение дохода.Организация 2, используя преференциальный ресурс в 2 100 000 р., в сравнении с организацией 1, не имеющей такого ресурса, смогла приобрести дополнительно 2 100 единиц товара (3840-1740), реализация которых при-несла ей дополнительный доход 840 000 р. То есть если бы не было преференциального ресурса в 2 100 000 р., организация 2 не смогла бы получить дополнительные 840 000 р., которые рассматриваются нами как сумма преференциальной ренты.Таким образом, наши выводы по вопросу распределения преференциальной ренты сводятся к следующему.Преференциальный ресурс как временно отвлеченный общественный капитал и ограниченно переданный пользователю (группе пользователей) при эффективном использовании приносит дополнительный доход -преференциальную ренту, размер которой в сумме валовой прибыли тождественен доле преференциального ресурса в общем объеме затрат, понесенных носителем преференций. Преференциальная рента должна стать предметом взаимной выгоды сторон — участников рентных отношений.Организации рента должна позволить:- окупить и вернуть государству полученный преференциальный ресурс;- заработать доход, который организация не смогла бы заработать в ином случае, прогнозируемая величина которого изначально укрепляет стимулы организации.Государству рента должна позволить:- решить проблемы социально-экономического развития;- как гаранту сохранности общественного достояния обеспечить как минимум простое воспроизводство суммы отвлеченных бюджетных средств, откорректированной на процент инфляции.Для комплексного решения отмеченных задач необходима разработка механизма распределения преференциальной ренты между государством и пользователями преференций.
Рубрики