Рубрики
Статьи

Попутчики — ОТДЫХ — № 9 (99) 7-13 марта 2005 — Архив — Финанс.

Попутчики — ОТДЫХ — № 9 (99) 7-13 марта 2005 — Архив — Финанс.
Попутчики — ОТДЫХ — № 9 (99) 7-13 марта 2005 — АрхивТЕАТР. Два художественных руководителя двух заметных московских театров-Константин Райкин («Сатирикон») и Роман Козак (Театр им. Пушкина) сделали спектакль на двоих-«Косметику врага». Первый играл с удовольствием и свойственным ему размахом. Второй режиссировал и подыгрывал. За основу сюжета взята постмодернистская сказка известной бельгийской писательницы Амели Нотомб о безднах человеческой души. Тема не новая, но остающаяся актуальной даже в чувственно выхолощенном современном мире.
Два человека встречаются в полупустом аэропорту. Один, прилично одетый господин средних лет и приятной наружности (Роман Козак), ждет отложенный рейс и честно пытается читать (естественно, Амели Нотомб), второй-юркий и несимпатичный коротышка (Константин Райкин)-начинает навязывать первому неприкрытую и грязную правду о собственной жизни. Скрыться от навязчивого уродца, как от самого себя, оказывается невозможно. И извращенные тайны, приправленные религиозными сентенциями, о космическом одиночестве, об удовольствии как мериле смысла, о чувстве вины, возникающем исключительно из-за скуки, и о любви, которая приводит к насилию и убийству, наступают на деловитого обывателя.
По законам жанра герои оказываются связанными друг с другом неразрывными узами. А потом история делает еще один резкий поворот. Но «Косметику врага» вряд ли стоит смотреть любителям захватывающих детективов: ритмичное начало увязает в длиннотах середины и конца, и неожиданности, которые вроде бы должны ослеплять зрителя, на поверку оказываются нарочито предсказуемыми. Это спектакль для тех, кто умеет получать удовольствие от мастерской актерской игры-подробной, откровенной, страстной, вдохновенной. Константин Райкин играет самовлюбленное чудовище, которое заткнет за пояс любого из галереи морально отвратительных типов, сыгранных актером ранее. Конечно, то один (Ричард III), то другой (синьор Тодеро) ненароком мелькнет в маленьком дьяволе, но в целом эта работа оригинальная и самобытная. Роман Козак, давно не выступавший в актерской роли, смотрится на фоне безудержного партнера бледновато, но в какие-то моменты у него получается вжиться в образ человека, всю жизнь уверенного в собственной незапятнанности и с ужасом обнаружившего внутри себя монстра.
История Амели Нотомб насквозь цитатна и излишне декоративна, однако двум маститым театралам удалось сделать ее объемной и в финале по-настоящему страшной. Чужая свадьбаСны изгнанникаАФИШАРЕПЛИКА