Отсутствие единого методологического подхода в сфере понятия «государственная финансовая политика»
Отсутствие единого методологического подхода в сфере понятия «государственная финансовая политика»В экономической науке термин «государственная финансовая политика (далее — ФП)» употребляется не часто. Это понятие является устойчивым преимущественно в сфере корпоративных финансов (финансов предприятий, как принято обозначать в работах отечественных экономистов). Обычно под финансовой политикой понимают стратегию и тактику управления финансами предприятия на микроуровне, то есть корпоративную финансовую политику как составную финансового менеджмента. В западной литературе применяются отдельные понятия: «фискальная политика», которая сводится к налоговой и бюджетной политике, и «монетарная политика». Такое разграничение в научных работах получает распространение во второй половине ХХ в., отражая тенденции к институциональному отделению министерства финансов и центрального банка, внедрению на практике концепции независимого центрального банка.В отечественных изданиях англоязычный термин «fiscal policy» часто переводится как финансовая политика, что дает основания для узкого понимания последней, то есть отдельно от монетарной политики. В частности, название работы Э.Хансена «Monetary theory and fiscal policy» в переводе на русский определялось как «Денежная теория и финансовая политика», что внесло определенную путаницу в понятийный аппарат. Именно в таком узком смысле теория фискальной политики разрабатывалась Ф. Тинбергеном, Л. Йохансеном, Р. Масгрейвом, Э. Хансеном, Р. Солоу, П. Самуэльсоном и др. Основной задачей фискальной политики они понимали ее стабилизационную (антициклическую) функцию. Близким к понятию фискальная политика является понятие публичных финансов. Термин «публичные финансы», который использовался Р.Масгрейвом, охватывает как институциональные основы, так и содержание фискальной политики.Некоторые экономисты применяли термин ФП для макроуровня. Дж. Хатер отождествлял государственную финансовую политику с управлением финансовыми рисками государства как своеобразной корпорации, что имеет активы и обязательства, считая важнейшей задачей такой политики определения оптимального уровня резервов в условиях гибкого валютного курса. Методологической основой исследований Дж. Хатера была интегрированная финансовая модель К. Фрута-Дж. Штайна для корпоративной финансовой политики. Такое определение государственной ФП в узком смысле, т.е. с ограничением сферы управления только государственными финансами, может быть методологической основой лишь для исследования проблем стабильности государственных финансов.Российские экономисты часто отождествляют западный термин «fisсal policy» с финансовой политикой, что опять таки разграничивает государственные финансы и финансы других секторов экономики. Финансовая политика рассматривается в контексте ее взаимодействия с единой монетарной политикой. В других работах, наоборот, предлагается слишком широкое понимание государственной ФП. ФП государства рассматривается как совокупность бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, ценовой, инвестиционной, социальной и внешнеторговой политики. Понятно, что такой значительный перечень составляющих лишь усложняет определение основной цели государственной ФП и ведет к множественности ее целей.
Рубрики