Рубрики
Статьи

Общественные блага как государственные инвестиции в человеческий капитал

Общественные блага как государственные инвестиции в человеческий капитал
Общественные блага как государственные инвестиции в человеческий капиталТеорией человеческого капитала начали заниматься еще в ХIХ в. В. Петти, А. Смит, Дж.С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности развития способностей человека, о возможности их использования как своеобразного основного фактора общественного воспроизводства в работах Жан-Батиста Сэя, Джорджа Маккуллоха, Нас-сау Сениора, Вальтера Рошера, Генри Маклеода, Леона Вальраса,Иоганна фон Тюнена, Ирвина Фишера.Современный этап развития общества убедительно подтверждает, что человеческий капитал имеет не только индивидуальное значение, как это первоначально было сформулировано в теории человеческого капитала, но и чрезвычайно важен для всех уровней организации общественной системы от домохозяйств до национальной экономики. Поэтому разработка и реализация комплексной системы мер интенсивного накопления и наиболее эффективного использования человеческого капитала в значительной мере зависит от того, как государство, предприятия, семья, социальные институты поддерживают процесс развития интеллектуальных и творческих способностей человека, как они активизируют его деятельность в экономической сфере. Данный процесс осуществляется путем инвестирования средств в человеческий капитал. Соответственно, можно выделить следующие группы инвесторов: государство, негосударственные общественные фонды и организации, отдельные предприятия, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации.В значительной степени на формирование человеческого капитала, улучшение его количественных и качественных параметров оказывают влияние такие отрасли социальной сферы, как образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, наука, искусство, информационное обслуживание.Сфера образования формирует рабочую силу, повышает ее ггрофессионально-квалифи-кационный уровень, оказывает влияние на личностные качества, трудовую и профессиональную активность работников и, следовательно, поднимает производительность труда.Здравоохранение непосредственно влияет на качество и эффективность функционирования человеческого капитала.Во-первых, здоровье является главным условием для формирования способностей и возможностей к труду.Во-вторых, чем лучше качественные характеристики состояния человека, тем более продолжительным становится период трудовой и профессиональной жизнедеятельности, более активной будет нация.В-третьих, состояние здоровья человека это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая приобретенной в результате затрат самого человека и общества.В-четвертых, здоровье формируется под воздействием таких факторов, как уровень и доступность медицинского обслуживания в стране, состояние окружающей среды, генетические особенности, образ жизни, качество питания, условия труда и быта и др.. Поэтому на основе повышения качества и доступности медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и оздоровления для широких слоев населения улучшается здоровье нации.Физическая культура и спорт также способствуют укреплению здоровья и профилактике заболеваний, восстановлению и пополнению физических и духовных сил человека, продлению периода его трудовой.Посредством сохранения историко-культурного наследия и развития национальной культуры создаются условия для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей, что значительно повышает роль человека как главной движущей силы нового постиндустриального общества.Таким образом, инвестиции в социальную сферу можно рассматривать как необходимое условие накопления человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Поэтому услуги социальной сферы должны быть общедоступными, что обусловливает исключительную роль государства в их воспроизводстве.
Совместный характер потребления услуг социальной сферы, возможность их исключения и убывания объема и качества, значительные долгосрочные положительные внешние эффекты позволяют отнести их к смешанным общественным благам, носящим социально значимый характер.Определение социально-экономической значимости данных благ, степени их участия в формировании человеческого капитала позволяет выявить целесообразность и объем финансирования того или иного общественного блага из бюджета, а также возможность внедрения рыночного механизма в их производстве.Трансформационные процессы в белорусском общественно-политическом и экономическом устройстве выдвинули проблему воспроизводства общественных благ на одно из центральных мест. Резко сократились объем, структура и качество общественных благ, произошла подмена их бесплатности, равнодоступности платностью и исключаемостью и как результат-разрушение социальной справедливости в обществе.Причинами этого являются невозможность сохранения достаточной доли бюджетного финансирования общественных благ из-за ограниченности доступных средств, исчезновение административно-командных инструментов распределения, которые пока что не получили равнозначной замены в социальной политике белорусского государства, и возникновение рыночной социально-экономической мотивации общества.Анализируя источники финансирования производства общественных благ, можно констатировать, что самым значительным по своему характеру и объему был государственный бюджет. Удельный вес бюджетных средств, направленных на воспроизводство всей совокупности общественных благ в годы административно-командной системы хозяйствования, превышал 80%.Другим важным источником являлся фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предприятий. Средства этого фонда направлялись на жилищное строительство сверх централизованных, на строительство и содержание детских учреждений, пионерских лагерей, домов отдыха и санаториев, а также на другие социально-культурные нужды.Значительную роль в воспроизводстве общественных благ играл и такой финансовый источник, как средства профсоюзов. В различные годы средства данного источника составляли от 10 до 15% всех средств.На сегодняшний день белорусские предприятия с целью улучшения своего финансово-производственного положения стремятся избавиться от объектов социально-культурного назначения, оказывающих своим работникам бесплатные либо частично бесплатные услуги общественного характера. Данные объекты перешли на баланс муниципальных образований без соответствующих источников финансирования, поэтому они в основном превратились либо в коммерческие организации по производству частных благ, либо были перепрофилированы.Аналогичная ситуация характерна и для профсоюзов, имеющих в качестве своей главной цели функционирования защиту экономических и социальных интересов трудящихся. Низкая эффективность реализации поставленных профсоюзами социально-экономических задач привела к тому, что численность членов профсоюзов резко сократилось, снизив при этом суммы взносов в бюджет этой общественной организации. Как результат, уменьшилось количество здравниц, лечебниц, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей и т.п.На основании этого можно сделать вывод, что для нормального воспроизводства общественных благ, во-первых, необходима соответствующая материальная база, а именно -социальная инфраструктура. С учетом определения значимости общественных благ для воспроизводства человеческого капитала социальную инфраструктуру можно охарактеризовать как совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей (витальных и сониально-деятельностных) в целях воспроизводства человека и общества.