Рубрики
Статьи

Новое — хорошо укрупненное старое — ГОСУДАРСТВО — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by

Новое — хорошо укрупненное старое — ГОСУДАРСТВО — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив — Выбери!by
Новое — хорошо укрупненное старое — ГОСУДАРСТВО — № 10 (51) 15-21 марта 2004 — Архив
На первый взгляд в своей последней комплектации исполнительная власть выглядит более концентрированной, а ее функции — более членораздельными. К примеру, Минздрав и Минтруд соединили в одно новое Министерство здравоохранения и социального развития, Минобразования с Минпромнауки (в части науки) — в Министерство образования и науки. Вновь созданное Министерство промышленности и энергетики будет исполнять функции бывших Минпромнауки (кроме науки), Минэнерго и Минатома. Слились воедино также МПС, Минтранс и Минсвязи — на их базе появилось Министерство транспорта и связи. В ведение нетронутого Министерства финансов передали преобразованное в службу бывшее налоговое министерство. Еще серьезнее укрупнилось сохраненное ведомство Германа Грефа. Ему отошли дополнительно функции МАП, ФЭК и ГТК. Ну а на финансовом рынке появился-таки меганадзорный орган в лице вновь созданной федеральной службы, которой переданы функции ФКЦБ, Минтруда и МАП (в сфере финансовых рынков), а также функции по контролю и надзору за пенсионными накоплениями (см. стр. 6).
В кабинете министров теперь только один вице-премьер. Это бывший вице-спикер Госдумы Александр Жуков, а пост руководителя аппарата правительства получил первый замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Эксперты полагают, что с его перемещения из Кремля в Белый дом начнется серьезная перетряска уже в президентской администрации.
Их стало меньше, но больше. В целом президентский указ упразднил 24 различных ведомства, одновременно создав 44 новых. Правда, это «размножение» произошло под лозунгом оптимизации всей структуры. А именно — функционально все они разделены на министерства, службы и агентства. Министерства будут разрабатывать правила игры, службы — контролировать их исполнение, а агентства будут оказывать государственные услуги, управлять имуществом и выполнять наказы вышестоящих структур.
С одной стороны, столь четкое разделение полномочий между уровнями исполнительной власти должно повысить эффективность работы аппарата. С другой — ключевые винтики в изрядно модернизированном механизме остались прежними. И даже по большому счету на своих местах.
Новая старая раскадровка. Несмотря на кардинальную с виду перестройку, в новом правительстве — знакомые все лица из теперь уже бывшего кабинета: глава Минфина Алексей Кудрин, руководитель Минэкономразвития Герман Греф, министр обороны Сергей Иванов, глава МЧС Сергей Шойгу, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, Виктор Христенко, ставший министром промышленности и энергетики, и министр юстиции Юрий Чайка.
Несмотря на понижение в ранге (до уровня руководителя агентства), на своем месте остается Александр Починок. Он и в новом аппарате, как предполагается, будет курировать труд и занятость. Галина Карелова по-прежнему будет вести социальный блок в ранге замминистра, «позабывший» глава Минздрава Владимир Стародубов в том же министерстве будет отвечать за здравоохранение. Серьезно пониженный в должности Борис Алешин должен возглавить агентство по промышленности, Владимир Филиппов останется куратором образования. При своих отраслях останутся также Михаил Швыдкой, Михаил Лесин, Александр Румянцев, Леонид Рейман и Сергей Франк. Просто у всех у них появятся вышестоящие начальники — руководители укрупненных министерств. Так что надзирать и контролировать отраслевые направления в основном будут все те же лица.
О том, какой КПД новому механизму будут обеспечивать старые винтики, судить сложно. Хотя, например, после того, как Госкомстат влился в структуру Минэкономразвития, можно предполагать, что прогнозы и оценки Германа Грефа и статистиков по динамике ВВП и инфляции наконец-то начнут совпадать.
Неясной остается ситуация с новой службой по финансовым рынкам — ФСФР. Ей еще не подобрали руководителя. С одной стороны, участники фондового рынка могут радоваться тому, что исчезла Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, в последнее время явно закручивавшая гайки и выдававшая на-гора не всегда адекватные нормативные документы. Новая структура будет лишь контролировать исполнение актов правительства. Ее появление автоматически должно будет прекратить бесконечные пересуды между МАП и ФКЦБ по разделу рынка на сферы влияния, отчего развитие финансовых инструментов пойдет быстрее. Перевод негосударственных пенфондов в подчинение этой структуры должен способствовать повышению прозрачности этого сегмента и решению проблем с представлением отчетности. Правда с 12 марта профучастники ломают голову — стоит ли исполнять предписания уже упраздненной ФКЦБ?
Эксперты достаточно спокойно оценивают происшедшую перестройку правительства, говоря как о риске сохранения нынешнего уровня бюрократизации власти, так и о предпосылках для реализации новым правительством грамотной административной реформы.
КОММЕНТАРИИАнтон Струченевский, экономист ИК «Тройка Диалог»:- Еще рано оценивать результаты реструктуризации правительства. Пока непонятно, к чему это все приведет. Вопрос в количестве налогов, а не в том, кто их будет собирать — МНС или Минфин. Однако в любом случае можно говорить о повышении внутренней управляемости кабинета министров. Правда, не ясно, будет ли увеличено влияние государства на экономику.
Существенного уменьшения количества чиновников ожидать вряд ли стоит. Перегруппировка ведомств не сможет дать результата без дальнейших изменений в налоговой и социальной политике.
Стратегические посты в правительстве остались за прежними людьми, однако либеральная команда усилилась. Пришел Александр Жуков. Дмитрий Козак стал главой аппарата правительства, а ведь именно с его именем связывают успех реформы межбюджетных отношений. В целом новое правительство выглядит более однородным, менее вероятны противоречия в экономической политике.
Евгений Ковалишин, руководитель департамента макроэкономики Института финансовых исследований:- Пока оценивать последствия сложно. Ключевые посты занимают те же самые люди. Основной вопрос — как будет налажено взаимодействие суперминистерств. На первых порах в этом плане будут существенные трудности. Нужно не просто объединить ведомства, а сократить число чиновников. Если не будет синергетического эффекта, то это чистые потери. Хорошо, если это не выльется в очередную бумажную реструктуризацию. С точки зрения политики мало что изменится. Вопрос только в эффективности управления. Если Алексея Кудрина и Германа Грефа оставили на своих местах, значит, президент доволен работой их министерств, а их курс сохранится.
Сергей Заверский, специалист Института комплексных стратегических исследований:- Изменение структуры правительства — важный шаг на пути к реализации административной реформы. Следующим должна стать систематизация и изменение функций государственных ведомств и сокращение госаппарата.
Значительный прорыв — переход к трехчленной системе федеральных органов власти — министерства, службы и агентства. Такая система четко разграничивает функции, что должно способствовать более эффективной работе правительства.
Отдельно стоит упомянуть реформу регулирования финансовых рынков. Еще в ноябре на заседании правительства обсуждалась возможность создания мегарегулятора в этой сфере. Тогда это вызвало непонимание, поскольку не оговаривались четко функции этого органа. Однако предложенная президентом реформа регулирования может всех успокоить — создание нового органа, Федеральной службы по финансовым рынкам, должно привести к повышению ясности в сфере контроля и надзора и повышению их эффективности вследствие унификации требований к финансовым институтам.
Сергей Жаворонков, эксперт, научный сотрудник отдела политэкономии Института экономики переходного периода:- В реструктуризации правительства существуют как положительные, так и отрицательные предпосылки. Дело не в том, сколько у нас министерств, а в том, насколько четко прописаны их функциональные обязанности, не слишком ли они высоки.
Новая структура правительства (с федеральными агентствами) выглядит как движение в правильном направлении. Но есть и моменты с объединениями ведомств, например культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Многие назначения выглядят далекими от профессиональных. К примеру, губернатор Пермской области Юрий Трутнев назначен главой МПР, хотя никогда не занимался проблемой природных ресурсов.
Кроме того, возникает странная ситуация с административной реформой. Она называлась одной из самых приоритетных в новом правительстве. В то же время Борис Алешин, являвшийся куратором реформы, оказался освобожден от работы именно в этом направлении и понижен фактически до уровня замминистра. Причем общественности не объяснили, какие ошибки и недостатки в работе за ним числятся, в чем новизна идей новых людей.
Многое в оценке реструктуризации правительства будет зависеть от прохождения через парламент пяти основных законопроектов — по образованию, здравоохранению, военной и административной реформам и Калининграду. Если до лета их удастся провести, то можно говорить о повышении эффективности работы кабинета. Если они будут приняты в Думе только в первом чтении, то проблема будет состоять в процессе согласования в правительстве этих законов.
Отмечу, что за последние полгода решение двух проблем — лжеэкспорта и реформирования системы НДПИ — не сдвинулось с места.
Последняя дискуссия по НДС-счетам была в конце февраля. Противостояние Минэкономразвития и Министерства Финансов сохраняется, посты занимают те же лица.
В то же время я не вижу новых лиц, которые могли бы занять ключевые посты в агентствах в финансовом блоке. Как говорится, прорывов не будет.l
© Финанс 2002-2004 г. Использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателей© ЗАО Газета Финансовая Россия, 2000-2003 г.