Минфин играет за мошенников — БАНКИ — № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005
Минфин играет за мошенников — БАНКИ — № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005 — АрхивКИРИЛЛ ГУМАНКОВЗАКОНОТВОРЧЕСТВО. Министерство финансов подготовило законопроект, который обяжет банки раскрывать полную информацию об условиях потребительского кредита и сообщать причину отказа в его предоставлении. По словам директора департамента финансовой политики Минфина Алексея Саватюгина, проект закона уже направлен на согласование в Центробанк. В документе указано, что кредитные организации обязаны информировать потенциальных клиентов обо всех нюансах предоставления потребительских ссуд. Так, банки должны сообщать о полном списке документов, требуемых для оценки платежеспособности частного лица, о предельном сроке рассмотрения заявки, минимальной и максимальной суммах кредита, обо всех расходах по нему, включая дополнительные комиссии (например, за открытие и введение ссудного счета), и о возможных видах обеспечения.
Однако на этом требования, предусмотренные законопроектом, не ограничиваются: сотрудники банка должны будут рассказывать частному лицу о принципах, по которым строится оценка его платежеспособности, а в случае отказа в выдаче кредита сообщать причину (сейчас кредиторы ничего этого не делают). После того как заемщик получит ссуду, банку придется ежемесячно информировать его об остатке ссудной задолженности, а также о сроках и размерах платежей.
Кроме того, должник независимо от условий договора сможет досрочно погасить задолженность через три месяца после получения кредита — правда, лишь в том случае, если его сумма превышает 10 МРОТ.
По поводу той части законопроекта, в которой говорится о предоставлении полной информации заемщику, банкиры настроены позитивно. «С точки зрения рекламы кредитных продуктов все банки окажутся в равных условиях, — комментирует руководитель департамента кредитования физических лиц Росевробанка Алексей Бабкин, — а клиенту в свою очередь будет проще ориентироваться на рынке». По его словам, граждане опасаются непредвиденных расходов по кредиту, что затормаживает развитие рынка
Однако от других нововведений, которые предлагает Минфин, участники рынка не в восторге. «Я не считаю, что после того, как банк выдал кредит, предоставил клиенту график платежей, где указаны все суммы, он должен каждый месяц звонить и напоминать о необходимости погашать задолженность, — говорит зампред МДМ-банка Ирина Бушева, — для банка это дополнительные затраты. Заемщик — взрослый человек, который сам должен помнить о своих обязательствах».
Но главное недоумение банкиров вызвал пункт законопроекта, касающийся раскрытия методики оценки заемщика и предоставления ему информации о причине отказа в кредите. «Это неприемлемо, — заключает Ирина Бушева. Сообщать принцип действия скоринговой системы и причины отказа означает раскрыть все карты злоумышленникам». Согласен с этим мнением и Алексей Бабкин: «Для заемщика это ничего не изменит. Разве что он сможет в дальнейшем подогнать свою анкету под требования банка, что будет являться мошенничеством».
Что касается досрочных выплат, то сейчас, согласно Гражданскому кодексу, они производятся лишь по согласованию с банком, если иного не предусмотрено договором. «Для кредитора незапланированное досрочное погашение несет потерю доходности», — говорит начальник кредитного отдела банка «Церих» Борис Аврутин. По мнению Ирины Бушевой, сроки, после которых возможно досрочное погашение, должны регулироваться рынком, а не законами. Когда не нужна конкуренция В Приморье ходят фальшивкиЗарегулировалиВ КУРСЕ
Рубрики