Рубрики
Статьи

Михаил ершов: «чем жестче стартовые условия, тем больше пространства для маневра» — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!by

Михаил ершов: «чем жестче стартовые условия, тем больше пространства для маневра» — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!by
Михаил ершов: «чем жестче стартовые условия, тем больше пространства для маневра» — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — АрхивМихаил ершов: «чем жестче стартовые условия, тем больше пространства для маневра» — Банки — № 19 (60) 17-23 мая 2004 — Архив — Выбери!byИнтервью. Старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов рассказал, как защитить российскую банковскую систему от экспансии иностранцев.Беседовала СВЕТЛАНА БАРСУКОВА- Что должны делать банковские чиновники в преддверии вступления России в ВТО?
— Выравнивать условия конкуренции. Каким образом? В первую очередь проводя активную политику государства по укреплению банков, как это происходит за рубежом. Там местным банкам в период кризиса оказывалась массированная помощь. Так было в Японии, Юго-Восточной Азии, США, где 10-30% ВВП было потрачено на поддержку финансового сектора. У нас этот показатель составил 0,3% ВВП. Вот все, на что наша банковская система могла рассчитывать во время кризиса 1998 года. Удивительно, что она вообще в таком случае сохранилась. При этом отчисления в Фонд обязательных резервов у нас на порядок выше, чем в развитых странах: в странах ЕС он составляет 2% от привлеченных вкладов, в США — 0-5%, а в России — 7-9%. Кроме того, ставка рефинансирования в США всего 1%, в странах ЕС — 2%, а в России — 14%. За последние несколько лет ставка рефинансирования в США была снижена в 13 раз и сейчас находится ниже показателя инфляции. Условия для российских банков должны быть адекватными, потому что им придется конкурировать с теми кредитными организациями, которые мощнее на порядок и опираются на весь могучий потенциал своих финансово-денежных властей. Надо помнить, что нашей банковской системе десять с небольшим лет, тогда как нашим потенциальным и нынешним конкурентам несколько десятков лет. Кстати, упоминания о ВТО нет в самом главном документе — стратегии развития банковского сектора. Хотя где как не в стратегии, которая определяет характер развития банковского сектора, нужно подробно обсудить эту проблему? На мой взгляд, ей в стратегии должен быть отведен целый раздел.
— Вы считаете правильным введение квоты на участие иностранного капитала?
— Это инструмент взаимных переговорных уступок, он дает потенциал для возможных компромиссных решений. Чем жестче будут стартовые условия, тем больше пространства для маневра. Начинать надо с подходов более жестких, а потом их ослаблять. Если мы сразу выйдем ослабленными, то нам никто ни в чем не уступит. Хотя история с желанием властей ввести квоту давняя. В свое время даже планировалось принять специальный закон «О квоте», однако ввели рекомендательный параметр, который ограничивал участие иностранного капитала в российской банковской системе до 12%. Сейчас эта квота уже не действует, однако количество средств нерезидентов пока не превышает 5-6%. Надо ввести квоту, а потом вести переговоры о том, чтобы ее повышать, потому что лучше иметь резерв, чем прийти на переговоры, предварительно отдав и уступив все что возможно.
— Какие страны ограничивают допуск иностранных банков?
— В США вплоть до начала 90-х годов были ограничения не только применительно к иностранным банкам, но и к банкам из своих же американских штатов. Открытие банков могло происходить только на сугубо паритетной основе — то есть если какой-либо штат не разрешал работать на своей территории филиалам банков из других штатов, то его собственные банки тоже не могли покидать его пределов. Если такой паритетности не было, взаимное проникновение банков внутри страны ограничивалось. Существенные ограничения есть и в Японии. Там только в конце 90-х началась либерализация банковского сектора, когда система уже устойчиво стояла на ногах и японская экономика считалась второй по мощи в мире. Так вот даже сейчас с учетом того, что Страна восходящего солнца конкурирует с США почти на равных, а часто даже превосходя их, доля иностранных банков в Японии не превышает 5%.
— В чем выгода от вступления в ВТО конкретно вашему банку?
— Для банков в целом теоретически это может означать облегчение в получении финансовых ресурсов, расширение присутствия в других странах. А что будет на практике — будущее покажет.
— Экспансия со стороны каких государств наиболее вероятна?
— Со стороны любого крупного банка и из любой страны. При желании они могут очень быстро нарастить свое присутствие на российском рынке. Именно поэтому иностранными партнерами постоянно говорится о необходимости либерализации у нас финансового сектора в обмен на их встречные уступки в других сферах. l© ЗАО «Газета Финансовая Россия»»При цитировании ссылка на журнал «Финанс» обязательна.