Легенды и мифы частной школы — ОБРАЗОВАНИЕ — №10 (100) 14-20 марта 2005 — Архив — Выбери!by
Легенды и мифы частной школы — ОБРАЗОВАНИЕ — №10 (100) 14-20 марта 2005 — АрхивИсследование. Негосударственные общеобразовательные учреждения — важный и самобытный сектор образования. Обучение в частной школе стоит дорого, но, как правило, инвестиции в него окупаются с лихвой.Маргарита Удовиченко Другие правила. Частная школа существенно отличается от традиционной. А в лучших своих проявлениях — и кардинально. Сравнение — задача трудоемкая и неблагодарная, но необходимая. Иначе человеку, воспитанному в недрах классической советской школы, сложно понять, зачем за среднее образование, доступное для всех, надо ежемесячно отдавать внушительные суммы (в среднем $900).
Самое ценное, что может дать частная школа, — это дифференцированный, индивидуальный подход к детям. Когда в классе десять человек, учитель может персонально взаимодействовать с каждым, подробно объяснять материал и проверять его усвоение не раз в месяц, а постоянно. Директор школы «Венда» Ольга Белич отмечает: «Принципиальное отличие частной школы — возможность «увидеть» каждого конкретного ребенка и найти к нему подход. В государственной школе обучение поставлено на поток: когда в классе 25-30 человек, невозможно уделить внимание каждому, каким бы сильным ни был педагог».
Вторая сильная сторона частных школ — преподавание. В лучших школах проводится строгий отбор педагогов, при котором учитываются и опыт, и квалификационная категория, и личностные качества (коммуникабельность, целеустремленность, внимательность, умение понимать ребенка), и творческий подход к делу. Считается, что в частное образование уходят за деньгами. Это миф: зарплата там ненамного выше, а отдавать себя приходится полностью. За этим строго следит руководство школ, которое не позволяет опускать планку качества — это грозит утратой родительского доверия, потерей авторитета и в конечном итоге оттоком учащихся. К тому же далеко не всякий учитель сможет работать с учениками частных школ, ведь зачастую это дети независимые, уверенные в себе, увидевшие мир — им еще нужно доказать свое право их учить.
У частных школ гораздо более внушительная и стабильная материальная база. При взвешенном и грамотном подходе со стороны администрации это позволяет создать атмосферу, в которой детям комфортно находиться, получая знания глубокие и современные.
Менеджер по работе с родителями Европейской гимназии Мария Боганцева считает, что неправомерно сравнивать государственные и частные школы в целом: «Обобщать невозможно, есть и государственные школы действительно очень хорошие, с сильным педагогическим составом и особенным, грамотным подходом к детям, есть и частные школы, из-за которых подобные учреждения и не любят».
Многие справедливо отмечают неоправданную дороговизну частного образования, а главное — нецелевое использование родительских средств. «Одно дело, когда учителя получают достойную зарплату, детям предлагается на выбор множество интересных и полезных курсов, уделяется повышенное внимание охране (для детей богатых родителей этот фактор особенно актуален), и совсем другое дело, когда немалые средства уходят неизвестно куда», — продолжает Мария Боганцева. В некоторых частных школах учителям платят крошечные зарплаты, таким образом вынуждая их подрабатывать репетиторами у тех же самых учеников. Или наблюдается произвол администрации, которая при принятии решений исходит не из каких-то разумных, ей же установленных правил, а делает все что хочет.
Сравнивать частные школы с государственными можно только реально понимая, что это абсолютно разные институты, построенные по разным принципам и работающие по разным правилам.
Посторонним вход запрещен. Негосударственные школы претендуют на элитарность и во многом соответствуют этому определению. «Люди нередко приходят в частные школы потому, что им важен социальный статус — все-таки там учатся дети одного круга», — объясняет руководитель отдела маркетинга лицея «Столичный» Евгения Матенко.
В частные школы — в первую очередь, в уважаемые и авторитетные, очень сложно попасть: это места для избранных. В Ломоносовской школе «Ф.» заявили, что сразу предупреждают родителей, которые хотят устроить к ним своих детей: если у них не отложено $100 тыс. на довузовское образование ребенка, «лучше обращаться по другому адресу». Но и желание расстаться с круглой суммой в обмен на знания не является стопроцентной гарантией попадания: существуют лист ожидания и серьезный конкурс во все классы. В Московской экономической школе, которую именуют школой для детей олигархов, мест нет на долгие годы вперед.
Только выбирай. Частные школы нестандартно подходят к образованию. Разнообразие предлагаемых ученикам программ и курсов по выбору, особенно в старших классах, не может не удивлять. Уже с начальной школы в частном образовании начинают применяться развивающие программы: программа Петерсона («Школа cотрудничества», Финансово-экономическая школа), «Гармония» («Венда»), «Школа-2100» («Знайка», «Лучик»), «Школы России» (лицей «Столичный»), программа Занкова («Наследник»), программа начального образования международного бакалавриата — Primary Years Program (Московская экономическая школа). В Ломоносовской школе технология «Интеллект», разработанная доктором педагогических наук и основателем учебного заведения Маратом Зигановым, начинает применяться уже в младших классах: детей учат концентрироваться, воспринимать информацию структурно, вычленять из текста главное, запоминать его с одного прочтения, быстро соображать.
В старших классах, когда ребята определяются с выбором будущей сферы деятельности, предлагается уделять профильным предметам повышенное внимание. Курсы по выбору многообразны и способны удовлетворить разные потребности. В «Лучике» вводится обучение по индивидуальным планам, ученики готовятся к поступлению в вуз, особый упор делается на экономику, математику, английский язык. По той же схеме действуют и в Европейской гимназии: целенаправленно готовят к вступительным экзаменам, углубленно изучая иностранные языки, математику, экономику и информатику. Экономика и право — основные предметы для старшеклассников в Финансово-экономической школе и в «Потенциале». В «Знайке» выделены два направления — социально-гуманитарное и физико-математическое. «Венда» предлагает множество профилей: экономический, физико-математический, лингвистический, гуманитарный, биолого-химический. Похожий список у «Школы сотрудничества» (плюс правовое, технологическое и техническое направления). В «Наследнике» старшеклассники выбирают из трех основных направлений — физико-математического, юридического, экономического. Остановившись на одном, можно приступать к изучению спецкурсов, посещению занятий вузовских преподавателей, проектной и исследовательской деятельности, участию в тематических конкурсах и конференциях. Три профиля — социально-гуманитарный, экономический, естественнонаучный — и множество дополнительных предметов предлагают в лицее «Столичный». Разнообразный подход к обучению старшеклассников в школе «Премьер»: помимо стандартных физико-математического и социально-экономического направлений можно остановить свой выбор на биолого-химическом, политологическом, социологическом, лингвистическом и психолого-педагогическом. Пять профилей, охватывающих самые разные сферы, у Ломоносовской школы: экономический, юридический, социологический, языковой и технический.
Внеклассная жизнь. Частные школы выгодно отличаются тем, что разностороннее развитие ребенка продолжается и после звонка с последнего урока. Зачастую ученики проводят в подобных учебных заведениях до 18 часов. Послеобеденное время занято подготовкой домашних заданий и занятиями в многочисленных секциях и кружках. Здесь ребенку предоставляется обширный выбор и возможность реализовать себя в самых разных сферах: в спорте, языках, музыке, театральных и художественных студиях.
В «Школе сотрудничества» выбор внеклассных занятий обширен. Творческим натурам предлагаются бальные танцы, вокальный кружок, кукольный и фольклорный театры, студия эстрадного танца, спортсменам — футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис. В «Потенциале» есть изо- и театральная студии, хореография, хор, а также карате, плавание, шахматы, настольный теннис. В школе «Имя» упор делается на музыкальное образование детей: им предлагают заниматься по классам фортепиано, вокала, гитары. В «Лучике» ученики занимаются самбо, хореографией, бисероплетением, плавают, играют на фортепиано и в шахматы, танцуют, рисуют, знакомятся с веб-дизайном.
Хорошая школа — это школа с традициями. В Европейской гимназии существуют традиционные праздники и формы их проведения. «Мы отмечаем день гимназии, на котором присутствуют все сотрудники и родители, а дети устраивают для них концерт, — рассказывает Мария Боганцева. — Мы по всем правилам отмечаем Масленицу — с потехами, блинами, сожжением чучела, катанием на конях. Мы гордимся нашим театральным фестивалем, во время которого каждый класс показывает собственный спектакль». К традициям школы можно отнести и местный парламент, который разрабатывает правила и принимает организационные решения.
К «фирменным» праздникам Ломоносовской школы относится 19 ноября — день рождения Михаила Ломоносова. Там уделяют большое внимание организации концертов, КВН, вечеров сказок, викторин, конкурсов и олимпиад, путешествиям за пределы города и страны. Традиционным является трехдневный выезд на природу, где девятиклассники в кругу друзей, преподавателей и психологов (в школе их 14) решают, чем они хотят заниматься в будущем.
Зона риска. Больной вопрос для частных школ — прекращение государственного финансирования (государством финансируются все российские школьники вне зависимости от формы обучения, которую они выбирают, однако в категорию получателей попадают только аккредитованные и лицензированные учебные заведения) и снятие льгот на аренду помещений. Мотивируется это тем, что государство не должно содержать «кастовых» детей, родители которых и без поддержки способны содержать школу. Пока Ассоциации московских негосударственных школ удалось отстоять эти пункты, доказав, что частный сектор образования является нужным и полезным не для какой-то привилегированной группы лиц, а для страны в целом. В одной столице сегодня около 250 частных школ, почти половина из них имеет право выдавать аттестат государственного образца. И большая часть школ обучает не только детей из богатых семей, но и одаренных, и проблемных — тех, от которых отказались обычные школы, вне зависимости от социального статуса их родителей.
Если законодатели вернутся к вопросу о прекращении финансирования и отмене льгот по аренде и ответят на него утвердительно, столица лишится множества самобытных и интересных школ. Потому что возросшая в несколько раз арендная плата вынудит их или существенно изменять договоры (а не все родители захотят на это пойти), или закрываться. Вряд ли это будет правильным решением: школы с высокой платой за обучение удар не почувствуют — в первую очередь пострадают организации, которые взимают небольшую плату и учат самых разных детей.
МОСКОВСКИЕ ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫНазваниеГод осно-ванияГос. аккре-дитацияЗданиеКол-во педа-гоговКол-во учащихся в классеКол-во учеников (средний показа-тель)Кол-во выпуск-ников в 2004 г./медалисты в 2004 г.Кол-во поступив-ших на бюджетное и платное отделенияВузы-партнерыКол-во выпуск-ников, поступив-ших в вузы-партнерыЯзыковая стажировкаСтоимость обучения в годПремьер1991ЕстьСобствен-ность1802001026/23/23ГУ ВШЭ, МГУ, МГИМО и др.23Англия, Франция, Ирландия, Испания, Германия$ 16,5 тыс.Ломоносовская школа1993ЕстьДва здания в аренде, два — в собствен-ности1473801632/1527/5ГУ ВШЭ, МГУ, МГТУ и др.21Великобритания, Германия, Австрия, Франция, Австралия$ 10,35 тыс.Ступени1990ЕстьАренда32901112/45/7ГУ ВШЭ7Англия, Франция$ 10,2 тыс.Европейская гимназия1992ЕстьОдно здание в аренде, одно — в соб-ственности41163138/01/7ГУ ВШЭ,ИБДА4США, Англия, Франция, Германия7,56 тыс. евроШкола — пансион при лицее «Столичный»1993ЕстьАренда2550814/58/6ГУ ВШЭ, МГУ, МИРБИС, РЭА и др.14Великобритания, Мальта, Чехия, Франция, Германия, Финляндия$ 9 тыс.Наследник1992ЕстьСобствен-ность86200818/014/4ФА, МГУ, ГУ ВШЭ, ВАВТ, ГУУ и др.14Великобритания, Франция, Германия, Польша, Чехия, Болгария$ 8,2 тыс.Московская экономическая школа1993ЕстьЧастично в собствен-ности (51%), частично — аренда2066891446/0Учет не ведетсяМГИМО, МГУ, ГУ ВШЭ, ИБДА, Warwick University и др.Учет не ведетсяСША, Германия, Франция, Англия, Шотландия, Испания220 тыс. руб.Знайка1993ЕстьАренда47160106/04/2МАИ, МГУП, ВГНА1Англия, Германия192,2 тыс. руб.Школа Сотрудничества1990ЕстьАренда652191216/312/4ГУ ВШЭ, МГСУ, МЭСИ, МГТУ, РГГУ9Англия, Шотландия$ 6,75 тыс. Венда1992ЕстьСобствен-ность822051218/215/3ГУ ВШЭ, МИРБИС, МГИМО и др.6Великобритания185 тыс. руб.Финансово-экономическая школа1993ЕстьБезвозмезд-ное пользова-ние до 2022 г.351071213/08/5Экономико-правовой институт2Великобритания, Германия, Австрия175 тыс. руб.»Школа будущего» при лицее «Столичный»1993ЕстьАренда60130812/58/4ГУ ВШЭ, МГУ, МИРБИС, РЭА и др.12Великобритания, Мальта, Чехия, Франция, Германия, Финляндия$ 6,3 тыс.Имя1992ЕстьАренда161561015/415/4МИРБИС, Институт права, Государствен-ная налоговая академия12Великобритания150 тыс.рубЛицей «Столичный»1993ЕстьАренда3570812/58/4ГУ ВШЭ, МГУ, МИРБИС, РЭА и др.12Великобритания, Мальта, Чехия, Франция, Германия, Финляндия$ 4,5 тыс.Лучик1996НетСобствен-ность
309085/10/5ГУ ВШЭ1Англия, Франция, Германия118,8 тыс. руб.Потенциал1995ЕстьАренда301451111/03/8МЭСИ, МИРБИС, ФА, ГУ ВШЭ и др.4Нет84 тыс. руб.По данным школ
-Список сокращений:
ГУ ВШЭ — Государственный университет Высшая школа экономики
МГУ — Московский университет им. Ломоносова
МГИМО — Московский государственный институт международных отношений
МГТУ — Московский государственный технический университет им. Баумана
ИБДА — Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства
РЭА — Российская экономическая академия им. Плеханова
ФА — Финансовая академия
ВАВТ — Всероссийская академия внешней торговли
ГУУ — Государственный университет управления
МАИ — Московский авиационный институт
МГСУ — Московский государственный строительный университет
МЭСИ — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
РГГУ — Российский государственный гуманитарный университетlШамиль Сабитов: «Это стереотип, что в частных школах не учат, а за деньги пасут детей»Людмила Иванова: «Надо перестать делать учителя заложником часов»№ 100
Рубрики