Рубрики
Статьи

Курс доллара пойдет в разные стороны — ФИНАНСЫ — ЛИЧНОЕ — № 4 (24-30 марта 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by

Курс доллара пойдет в разные стороны — ФИНАНСЫ — ЛИЧНОЕ — № 4 (24-30 марта 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Курс доллара пойдет в разные стороны — ФИНАНСЫ — ЛИЧНОЕ — № 4 (24-30 марта 2003) — Номера за 2003 год — АрхивКак бы ни был далек от России Ирак, а тем более США, война есть война. Она оказывает непосредственное влияние на самое святое для россиян — нефть, доллар и евро.Антон КузинТолько за неделю с 12 марта цены на нефть марки Brent в Лондоне и на WTI в Нью-Йорке рухнули более чем на 20%. Курс евро к доллару на мировом валютном рынке за это время упал на 4,2% и начал колебаться вокруг отметки $1,06. Вместе с тем неослабевающий поток нефтедолларов в Россию не дал возможности американской валюте укрепиться по отношению к рублю. За тот же период официальный курс доллара, устанавливаемый Центробанком, снизился на 0,3%, а евро — на 3,7%.
В условиях стабильно высоких цен на нефть население России уже начало привыкать к мысли, что долларов в стране больше чем достаточно и поэтому курс американской валюты будет продолжать потихоньку снижаться. А евро будет оставаться дорогим как альтернатива доллару, который никому не нужен не только в России, но и на Западе. И вот ситуация резко изменилась. Является она краткосрочной или получит развитие в обозримом будущем — вопрос, на который на днях как могли попытались ответить российские чиновники.
Своим видением того, как война в Ираке отразится на состоянии российской экономики и на валютных курсах, с общественностью на днях поделился замминистра Минэкономразвития Аркадий Дворкович. С олимпийским спокойствием он заявил: «В целом наша политика является сбалансированной, и мы не ожидаем сколько-нибудь серьезного влияния на российскую экономику вследствие конфликта в Ираке». И заслуга в этом принадлежит самому Минэкономразвития, еще в начале года разработавшему «запасной» сценарий, который спокойно можно будет реализовать в случае неблагоприятного развития событий на мировых рынках. Причем одним из главных последствий войны Дворкович назвал сохранение высоких цен на нефть. Видимо, текущий обвал на мировом рынке он посчитал простой флуктуацией. Ну а раз нефть будет оставаться дорогой, то инфляция по итогам года может ненамного выйти за прогнозный уровень и достигнуть 13%. Но и это не факт. Ведь, по мнению замминистра, так случится только при условии, что нефть будет оставаться дорогой весь год. Однако министерство постарается этого не допустить и поспособствует снижению цены к концу года с $29-30 до $20 за баррель. Так что ОПЕК есть чему поучиться у наших министров.
И все же, по расчетам чиновников, рубль вследствие войны может подорожать «чуть больше», чем планировалось. А именно его реальное укрепление составит по итогам года не 3-4%, как ожидалось, а 5-7%. Произойдет это потому, что среднегодовая цена барреля нефти, принятая правительством за основу по «запасному сценарию», вместо прежних $21,5 составит $25,5. Может, наше правительство и гениально, но такие прогнозы на фоне обвального падения нефтяных котировок на мировом рынке выглядят по меньшей мере странно. Тем не менее прогноз составлен и ориентир задан. По подсчетам экспертов ЦМЭИ БДО «ЮниконРуф», при годовой инфляции на уровне 13% и прогнозируемом министерством реальном укреплении курса рубля на 7% номинальный курс доллара к новогодним праздникам может составить от 32,9 до 33,6 рубля. Первый вариант рассчитан исходя из инфляции в США на уровне 2%, второй — без ее учета. Таким образом, доллар, согласно прогнозу Минэкономразвития, с сегодняшнего уровня к концу года может подорожать к рублю в номинальном выражении на 5-7%.
Интересная картина получается: одно министерство на внутреннем валютном рынке занимает «бычью» позицию, а другое — «медвежью». Ведь, например, Минфин в лице замминистра Беллы Златкис в отличие от Минэкономразвития жестко играет на номинальном росте курса доллара (см. стр. 50). Совсем другое дело глава Центробанка Сергей Игнатьев. Он не строит долгосрочных прогнозов, а лишь обещает сглаживать сильные колебания валютного курса. И то лишь в ближайшее время. Кстати, в той же Америке проблемы расхождения в прогнозах валютных курсов вообще не существует. Там монетарные власти, особо не вдаваясь в детали, просто говорят: «Мы по-прежнему придерживаемся политики сильного доллара». Говорят даже когда доллар откровенно падает.
В ситуации, когда состояние мировых рынков полностью зависит от хода событий в Ираке, когда цены на все и вся реагируют на каждую существенную новость, лучше оставаться в стороне от валютных активов. По крайней мере до тех пор, пока не станет ясно, чем эта война закончится. В случае блицкрига можно ожидать, что из цены на нефть окончательно уйдет «военная премия» и на нефтяном рынке обозначится понижательный тренд. При этом доллар в стране перестанет падать скорее всего лишь спустя какое-то время, необходимое для поступления экспортной выручки на российские счета экспортеров. На это может уйти два-три месяца. Одним из сигналов для возможного возобновления роста курса доллара к рублю может послужить устойчивое снижение темпов роста золотовалютных резервов Центробанка. Евро по блицсценарию скорее всего рухнет как минимум к паритету с долларом. Соответственно снизится его курс и в России. Если же операция в Ираке не на шутку затянется, то скорее всего ситуация на отечественном валютном рынке будет похожа на ту, что наблюдалась до 12 марта.Фальшивок стало меньшеБелорусы передумали с валютойМинфин назначил доллару ориентирПИФы переживают бумVISA проведет секвестр банкоматовНовая валютная неопределенностьКак покорить Wall Street не выходя из домаСытая старость откладывается