Рубрики
Статьи

Краткий курс современной политэкономии с виктором макушиным — Интервью — Экономика — № 12 (19-25 мая 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by

Краткий курс современной политэкономии с виктором макушиным — Интервью — Экономика — № 12 (19-25 мая 2003) — Номера за 2003 год — Архив — Выбери!by
Краткий курс современной политэкономии с виктором макушиным — Интервью — Экономика — № 12 (19-25 мая 2003) — Номера за 2003 год — АрхивГлава промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин считает, что усиленное лоббирование металлургами отраслевых интересов в правительстве — одна из характерных тенденций в развитии всей российской экономики. Руководитель промышленной группы уверен, что речь идет об отказе от рыночных принципов и построении в России порочной по определению модели государственно-монополистического капитализма. Своими соображениями по этому поводу глава МАИР
поделился с корреспондентом журнала «Выбери!by» Александром Кривцовым.Некоммерческое партнерство «Русская сталь», объединяющее Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), Магнитогорский меткомбинат (ММК) и «Евразхолдинг», объявило войну российским переработчикам лома черных металлов. В письме Михаилу Касьянову металлурги попросили правительство увеличить экспортную пошлину на лом с 15 до 30%. По мнению авторов письма, это позволит снизить дефицит вторичного сырья на внутреннем рынке, который испытывают сейчас большинство предприятий черной металлургии.
В ответ на это глава промышленной группы «МАИР» (контролирует около
1/5 российского рынка переработки лома) Виктор Макушин заявил,
что российские металлургические предприятия за последний год повысили цены на свою продукцию вдвое. Их требование о повышении экспортных пошлин на лом направлено не на защиту внутреннего рынка, а на увеличение и без того беспрецедентного уровня рентабельности металлургического производства. По мнению главы МАИР, доходы отечественных металлургов вплотную приблизились к сверхприбылям нефтяных компаний.
— Промышленная группа «МАИР» — крупнейший в стране переработчик лома черных металлов. Чем помешала МАИР «Русской стали»?
— У руководства «Евразхолдинга», ММК и НЛМК есть вполне понятное желание увеличить прибыли собственных предприятий. Для этого есть два пути. Первый — сложный: работать лучше конкурентов, второй — простой: сделать так, чтобы получить больше государственных дотаций и преференций.
— Речь идет о своего рода «косвенных» дотациях или о каком-то прямом финансировании металлургов из бюджета?
— Все зависит от методики подсчетов. Металлурги могут получать дотации и от ломопереработчиков, используя силу государства. Например, искусственно занизить закупочные цены на продукцию вторчерметов. Механизм для этого — повышение экспортных пошлин на лом. Механизм простой. Вы увеличиваете пошлину, металл перестает поступать за рубеж в прежних объемах, поскольку это становится менее выгодно, но одновременно создает избыток вторичного сырья на внутреннем рынке. Цены на лом внутри страны падают, и металлурги автоматически снижают свои издержки на закупку сырья.
Бизнес компаний «Русской стали» и других крупнейших предприятий черной металлургии построен на дотационном иждивенчестве, от которого зависит и эффективность их работы. Примерно миллиард долларов черная металлургия получает от энергетиков — за счет более низких цен на электроэнергию, чем у зарубежных конкурентов. Около 800 млн долларов — за счет газовиков. Сотни миллионов долларов — за счет низкой стоимости лома или других видов сырья. И это то, что лежит на поверхности.
Вообще, модель экономики, которая существует сегодня у нас в стране, изначально построена на неэффективных, не рыночных принципах. С точки зрения затрат экономика непрозрачна. Много лет обсуждаются тарифы естественных монополий. Но до сих пор мы не имеем концептуальной точки зрения, какими в принципе они должны быть. Какого размера, какого уровня, к чему должны быть привязаны? Из чего исходить? Из мировых цен, себестоимости добываемых ресурсов или из чего-то еще? Взять объем прибыли, которую зарабатывает то или иное предприятие. Налоговая система, система бухгалтерского учета построена на принципе: не дай бог, налогоплательщик не отдаст казне положенное. Но во всем мире принцип другой: система должна помочь собственникам и управленцам понять, что происходит у них в бизнесе. Эффективность многих наших отраслей на самом деле «дутая». В стране действует механизм перераспределения ресурсов одних отраслей в пользу других. Механизм эмпирически отрабатывался на протяжении последних десяти лет. В итоге была создана его достаточно успешная действующая модель. Сначала, благодаря своим лоббистским, коррупционным связям, люди получают огромные ресурсы. И не за то, что они лучше всех работали, а в большинстве случаев потому, что в нужное время оказались в нужном месте при разделе госсобственности. Эти люди, максимально используя административный ресурс, фактически начинают управлять экономикой. Но по-другому, кроме как через лоббирование, они не научились зарабатывать деньги. Часть полученных ресурсов они направляют на подкуп правительственных чиновников, прессы, правоохранительных органов. И добиваются того, чтобы себестоимость дотаций, получаемых в виде преференций от правительства, была переложена на другие отрасли экономики, которые не имеют сильного административного ресурса. Сегодня многие отрасли искусственно богаты во многом благодаря лоббистским усилиям своих лидеров. Создается порочный замкнутый круг. Происходит совершенно дикая вещь — монополизация экономики, я бы сказал, монополизация всей общественной системы, государственного аппарата. Реально рыночных секторов экономики очень мало, и они постоянно ужимаются.
Те, кто приобрел по дешевке ресурсы, стоящие огромных денег, нужны и выгодны чиновникам. С таких можно взять много, поэтому именно об их благополучии заботится чиновник. Все это может показаться очевидным. Однако никто вслух об этом не заявляет. Ведут только какие-то отвлеченные разговоры о таинственном оттоке капитала, умозрительной коррупции. А механизм этой коррупции не раскрывается. А ведь первооснова коррупции — неэффективный бюрократический аппарат. Чиновников прежде всего интересует пополнение собственного кармана, а не отстаивание интересов государства. Им выгодно иметь в качестве непересыхающего источника пополнения собственного «бюджета» сырьевых монстров, действующих в изначально монопольных отраслях.
— Как вы оцениваете с этих позиций деятельность правительства?
— Уровень компетентности чиновников, сидящих в Белом доме, оставляет желать лучшего. Вопрос другой — почему? Может быть, в силу той кадровой политики, которая проводилась… и проводится с начала 90-х, а то и раньше? Это субъективная часть проблемы. Объективно: для высокого качества работы кабинета мы имеем еще очень слабый бизнес. Во всем мире в правительство идут представители преуспевающего бизнеса, а у нас такого преуспевающего и не коррумпированного бизнеса почти нет. Очень мало реально сильных, умных бизнесменов. И взять-то их, по сути, негде. Правительство само культивирует заведомо антирыночные правила игры, формирует неконкурентоспособную экономику, бизнес-среду. Еще один замкнутый круг.
— Что делать?
— Нужны сильные, харизматичные личности, которые могли бы вызвать дополнительную энергию преобразований. Сломать сложившуюся экономическую систему и создать новую. У Петра I не было обученного большого войска. Что он говорил солдатам перед Полтавской битвой? Он говорил: вы воюете не за Петра, а за Россию. Ему удалось поднять наиболее сильных и умных. Большевики практически на голых идеях построили великое государство. Экономика Советского Союза буквально за считанные годы стала второй в мире.
А у нас сегодня 99 процентов чиновничества выступает против реальных рыночных отношений. В такой ситуации нужно поднять и поддержать 1%, который «за». Нужен человек, который сможет сломить сопротивление большинства.
— США поставили на службу собственным интересам почти всю мировую экономику. Может быть, России стоит прислушаться к антиглобалистам и попытаться построить принципиально иную модель финансовой системы?
— У нас не должно быть вечных друзей или врагов. У России должны быть только экономические и политические интересы. Не следует прогибаться ни перед американцами, ни перед кем-то еще. Любят и уважают всегда сильного. Американцы нас будут уважать не за то, что мы им по случаю «сделали красиво». Может быть, один раз, другой — да. И то только для того, чтобы показать свою имперскую милость к послушным… Они будут нас уважать только за то, что мы сильные и самостоятельные. Если этого не будет, ничего не будет. Всем нам пора понять, что Россия сохраняет свой государственный суверенитет только потому, что мы еще не успели растерять весь свой ядерный потенциал… Но вечно так продолжаться не может. Как только американцы создадут свою ПРО, способную отразить контрудар наших нескольких тысяч ракет, в течение нескольких лет после этого ресурсы Урала, Сибири и Дальнего Востока будут использоваться кем угодно, только не российскими компаниями. Сегодня время работает не на Россию. Нет времени для «тонкой настройки», нам остались считанные годы. Поэтому, если этого сейчас не понимают люди в Белом доме, может быть, они просто не тому народу служат?..
США действуют так, как всегда действовали сильные по отношению к слабым, — печатают зеленые бумажки, называемые деньгами, которые реально обеспечены только политической, эко- номической и военной силой самого государства. И оно этим пользуется, создает ситуации, при которых максимальное число мировых ресурсов перетекает в США безвозмездно или по минимально возможной цене. Американцев можно осуждать, не любить, им можно завидовать. Но сегодня США единственная сверхдержава — и с этим ничего не поделаешь. Пока нам приходится играть по их правилам, в том числе и на мировых финансовых рынках.
— Владимир Путин заканчивает свой первый срок пребывания у власти с самым высоким рейтингом общественного признания в России. Как вы оцениваете его деятельность?
— В первые полтора-два года то, что делалось, делалось правильно. А вторые полтора года — это упущенное время. Все ожидали решительных быстрых действий. Этих действий не было. Была поставлена задача амбициозного роста экономики. А дальше что? Где столь же амбициозные действия?
Я не знаю, что реально за ситуация складывается сегодня в коридорах власти. Я могу только констатировать, что люди ждали больших перемен. Путин год назад говорил, что нам нужен рост экономики в 8-10%. Я абсолютно с этим согласен. Если не будет этих процентов, не будет ничего. Может, через какое-то время и страны не будет. Сегодня России нужны решительные и быстрые действия.