Рубрики
Статьи

Каким видят банкиры 2005 год — БАНКИ — № 1 (91) 10-16 января 2005

Каким видят банкиры 2005 год — БАНКИ — № 1 (91) 10-16 января 2005
Каким видят банкиры 2005 год — БАНКИ — № 1 (91) 10-16 января 2005 — Архив
Что касается ожиданий от наступившего года, то у большинства банкиров они традиционные: развитие ипотечного законодательства и системы рефинансирования. Еще одна насущная проблема — принятие закона о безотзывных вкладах. Кроме того, участники рынка надеются на появление ипотечных ценных бумаг: закон о них был принят больше года назад, но пока ни одной облигации выпущено не было.
Некоторые эксперты полагают, что в новом году на рынке снова может возникнуть паника, ведь в конце марта станет известно, какие банки не были приняты в систему страхования вкладов. Правда, у них будет еще одна попытка пройти проверку ЦБ.
Вопросы:
1. Чего вы ждете в профессиональном плане от 2005 года? Какие изменения следует внести в банковские законы, чтобы повысить надежность финансовой системы России?
2. Что должен предпринять ЦБ для более эффективного надзора над банками?
Андрей Савельев, председатель правления МДМ-банка:1. Год обещает быть волатильным, в особенности для небольших и средних банков. Несколько сотен из них не войдут в систему страхования вкладов, список не прошедших отбор будет ясен к марту 2005 года. Это может вызвать повторение ситуации июня-июля прошлого года.
Радикальное улучшение стабильности банковского сектора возможно только через реформирование системы лицензирования кредитных организаций. На сегодня банковский сектор, в сущности, уже разделился на реальные банки — крупные многофилиальные учреждения, имеющие низкорисковый диверсифицированный кредитный портфель и ориентированные на обслуживание неаффилированных клиентов, — и de facto хедж-фонды, финансовые компании, компании по инвестициям в недвижимость, которые в силу исторических причин смогли получить банковские лицензии и в России существуют как банки. Необходимо изменить регулирование, чтобы отделить реальные, низкорисковые банки от остальных форм финансовых организаций, чтобы вкладчики четко видели и понимали разницу в степени сохранности их средств.
2. Уделять больше внимания надзору по содержанию, по экономической сущности банковских операций. Здесь у крупнейших банков и у Банка России общая цель и задача — мы хотим иметь сильного независимого регулятора, который имеет необходимые инструменты для надзора и поддержания стабильности банковской системы. Это прямо связано с международными кредитными рейтингами российских банков и соответственно со стоимостью фондирования.
Александр Попов, председатель правления Росбанка:1. К июлю 2005 года Росбанк планирует завершить интеграцию с банками ОВК, и у нас нет оснований для пересмотра сроков объединения. Сегодня наш приоритет — рыночная экспансия и расширение сети. В 2005 году совокупная сеть Росбанка-ОВК, которая насчитывает 576 отделений, расширится еще примерно на 50 офисов. А с января 2005 года мы полностью унифицируем нашу продуктовую политику в области частных вкладов, а с февраля начнем внедрение нового корпоративного стиля Росбанка.
В наступившем году в полную силу заработает система страхования вкладов. Ее создание призвано упрочить банковскую систему, сделать ее более надежной. Что касается поддержки банковского бизнеса, то одним из ключевых направлений законотворчества должно стать создание эффективной системы рефинансирования коммерческих банков. Без этого добиться стабильного развития банковского сектора и устойчивого роста экономики невозможно.
Дмитрий Орлов, президент банка «Возрождение»:1. Мы продолжим наши усилия по укреплению и развитию созданной вокруг банка прочной клиентской среды, продолжим обновление нашей продуктовой линейки, технологическое развитие. Особое внимание будет уделяться повышению эффективности работы офисов в регионах, которых насчитывается свыше 120. Филиальная сеть будет ориентирована на более тесную работу с клиентами. Для этого мы освобождаем филиалы от рутинной работы, перемещая ее в центр. Изменится и система управления филиальной сетью, она станет более рациональной и дифференцированной.
Разумеется, все это возможно только в условиях финансовой устойчивости в стране. Развитие системы страхования вкладов, переход на международные стандарты финансовой отчетности, формирование эффективных механизмов борьбы с «грязными» деньгами очень важные шаги на пути укрепления доверия к банкам, а следовательно, и повышения надежности российской банковской системы. Очевидно, что банковская система должна иметь возможность использовать более долгосрочные ресурсы, например средства пенсионного фонда, бюджетные деньги. Регулирующие органы этот вопрос пока не решили.
Необходимо также создать механизмы, позволяющие обеспечивать благоприятные условия для привлечения капитала. Сейчас приток инвестиций, в частности, сдерживает чрезвычайно усложненные нормы: потенциальные инвесторы вынуждены проходить чрезмерно жесткую проверку, доказывая свою состоятельность.
2. Надзор за банками должен быть сфокусированным и точечным: нужна не мелочная опека, требуется ранняя диагностика «заболевания» того или иного кредитного учреждения. В этом случае и «лечение» будет результативным.
Руслан Багамаев, председатель правления Витас-банка:1. Профессионализм банков будет расти, причем не по дням, а по часам. Это сейчас является одним из условий выживания в банковской отрасли. На глазах развивается сфера услуг и производство. Правительственная политика направлена на то, чтобы активно развивать несырьевые секторы экономики, следовательно, это требует немалых интеллектуальных и капитальных вложений от участников. Роль банков в этом процессе трудно переоценить, их судьба быть «впереди паровоза», иначе никаких сдвигов не произойдет и все усилия пропадут зря. И я думаю, у российских банков есть все возможности очень быстро догнать ведущие финансовые структуры мира — пусть пока не по объемам активов, но по качественным показателям, уровню обслуживания.
Но нам не хватает «правил игры» от законодателей. Самыми важными считаю в настоящий момент законодательные решения, касающиеся ипотечного кредитования. Ипотека не развивается не потому, что банки не хотят финансировать этот процесс. Причина в том, что процедуры и правила не прописаны, они сложны и трудоемки, а самое главное — несут в себе для банков очень много рисков.
2. ЦБ нужно ближе «подружиться» с банками и перейти от политики наказания к политике сотрудничества и способствования развитию. Надзор необходим, но у регулятора должно быть глубинное понимание процессов, которые происходят в банковской системе, причем не только в первой сотне крупнейших банков, а в целом. Обладать информацией об истинных процессах, происходящих в банках, невозможно без тесного сотрудничества с ними. Пока же мы по разные стороны баррикад.
Константин Вайсман, председатель правления Росевробанка:1. В 2005 году следует ожидать дальнейшей активизации банков в сфере розницы и еще более активного выхода иностранцев на российский финансовый рынок. Я полагаю, что в связи с принятым законом о страховании вкладов начнется процесс перераспределения депозитов физических лиц в банковской системе, что уменьшит монополию Сбербанка на данном рынке.
2. Необходимо уменьшить количество отчетности и создать некий специальный тест для банков, который позволил бы на самой ранней стадии диагностировать, что банк попал в опасную зону и его устойчивость под угрозой. Также необходимо регулярно проводить аттестацию высшего менеджмента банков. Кроме того, хотелось бы, чтобы Центробанк более взвешенно подходил к своим публичным заявлениям и проводил политику, нацеленную на защиту и укрепление доверия вкладчиков к банкам.
Николай Шитов, председатель правления Городского ипотечного банка:1. Жду появления новых финансовых инструментов — ипотечных ценных бумаг, которые качественно изменили бы ситуацию на этом сегменте рынка.
Изменения в банковском законодательстве должны быть направлены на укрепление прав инвесторов, а это будет способствовать улучшению инвестиционного климата в целом.
Абубакар Арсамаков, президент Московского индустриального банка:1. Одна из главных проблем сегодня — открытость национального финансового рынка России. В мире найдется немного стран, в экономику которых так легко пускают зарубежные банки, от чьих действий напрямую зависит экономика всего государства. Существует и проблема укрепления национальной валюты. Я не против прихода на российский рынок иностранного капитала и товаров. Но для избежания возможных рисков нашему государству следует задействовать весь механизм протекционистских мер, чтобы все отрасли экономики, в том числе и банковская, могли успешно работать и на равных конкурировать с зарубежными финансовыми институтами и предприятиями.
К числу вопросов, требующих решения, относится и формирование равных условий для развития внутренней конкуренции в банковской среде, чтобы не было монополизма со стороны нескольких крупных государственных кредитно-финансовых организаций.
Андрей Тарасов, председатель правления банка «Центрокредит»:1. Необходимо развитие законодательной базы по расширению рынка, поскольку сегодня мы ощущаем дефицит финансовых инструментов.
2. Последовательная работа ЦБ по уже существующему плану и является такими шагами.
Игорь Коган, председатель правления Оргрэсбанка:1. Главная задача, которую необходимо решить для повышения надежности финансовой системы, — это предоставить банкам возможность получать и управлять длинными ресурсами. Одно из основных направлений развития системы — это банковский ритейл. Но развитие розницы, в частности рынка депозитов физлиц, невозможно без принятия поправки о безотзывных вкладах.
2. ЦБ предпринимает правильные действия в области совершенствования системы надзора, приведения банковской отчетности к мировым стандартам, в том числе содержащимся в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Очень важно, что теперь оценка банковской деятельности выстраивается исходя из содержания этой деятельности, в том числе на основании мотивированного суждения. Думаю, что ЦБ должен также уделять особое внимание подготовке специалистов в области надзора, чтобы для банков взаимодействие с внешними кураторами не стало дополнительной головной болью.
Виктор Кострицын, председатель правления Национального банка развития:1. Прежде всего нужно, чтобы Центральный банк имел более широкую программу рефинансирования коммерческих банков. Этот шаг позволил бы ЦБ практически повлиять на возможности кредитных организаций сохранять стабильность в нештатных ситуациях.
Что касается законодательных изменений, то важно создать базу, регламентирующую досрочное изъятие вкладов. Возможность одностороннего разрыва отношений с кредитной организацией в кризисной ситуации провоцирует сбои в работе всей банковской системы.
Илкка Салонен, председатель правления Международного московского банка:1. Мы хотели бы увидеть изменения в законах, регулирующих ипотечное кредитование (ответ дан до принятия пакета законов, см. стр. 16 — «Ф.»). Также считаю важным внедрение прозрачной и справедливой системы страхования вкладов.
2. Банковский надзор в России находится на более высоком уровне, чем его репутация. Переход российских банков на МСФО является сложной задачей, поскольку необходимо привести в соответствие с ними и идеологию, и инспектирование, и контроль над процедурами, и отчетность. Иначе подобный переход теряет смысл.
Павел Бойко, председатель правления Инвестсбербанка:1. Успешного завершения очередного этапа объединения Инвестсбербанка и Русского генерального банка, которое состоится в конце января 2005 года. В 2004 году мы начали работу по осуществлению совместного плана объединения. Сегодня все основные этапы успешно пройдены, два банка станут одним, объединят бизнес, коллективы, технологии, клиентские базы.
2. Первые шаги уже сделаны, банки входят в систему обязательного страхования вкладов. Важно рассеять остатки недоверия и опасения граждан, испытавших неприятности минувших кризисов.
Алексей Гуськов, старший вице-президент БИН-банка:1. Я не думаю, что 2005 год будет революционным. Надеюсь, что уже в будущем году на рынке заработает одно или несколько кредитных бюро, появятся какие-то наметки законодательного закрепления секьюритизации активов банков, заработают ипотечные ценные бумаги.
2. На протяжении последних двух лет Банк России плавно усиливает надзор. Проверки, которые должны проходить банки при допуске в систему страхования вкладов, обилие разработанных критериев уже являются серьезным шагом к прозрачности банковской системы и к усилению контроля.
Думаю, что в 2005 году заработает новый дополнительный механизм контроля со стороны агентства по страхованию вкладов. Будет некое разделение надзора. Агентство по страхованию вкладов будет выступать неким гарантом, который будет налаживать процесс реализации контроля и надзора за теми банками, гарантированные выплаты по которым оно дает.
Дмитрий Еропкин, президент Импэксбанка:1. При создании банковского холдинга были поставлены весьма амбициозные задачи: стоимость активов под управлением «Уникор-Финанса» к 2007 году должна составить порядка $8 млрд. Из них $5 млрд — это Импэксбанк и $3 млрд — «Российский кредит».
2. Прежде всего обеспечить устойчивость банковской системы. В частности, создать механизмы рефинансирования, разработать четкие критерии оценки надежности банков, чтобы в дальнейшем «кризиса доверия» не повторилось.
Кирилл Якубовский, член совета директоров Экспобанка:1. В будущем году я жду удовольствия от работы с профессиональной командой банка, у нас много новых проектов, жду их реализации.
2. В таких случаях я обычно спрашиваю: «Вам помочь или не мешать?» Сейчас там достаточно профессионалов, просто нужно время, чтобы привести все в порядок.
Сергей Леонтьев, президент Пробизнесбанка:1. Законы — это описание действия прикладных инструментов регулирования банковского сектора. Поэтому они не являются самоцелью: в России достаточно неработающих законов. На мой взгляд, лучше заняться созданием собственно инструментов — системы рефинансирования коммерческих банков, кредитных бюро, переход на МСФО.
Виктор Крестин, председатель правления банка «Московский капитал»:1. Мы планируем дальнейшее расширение перечня предлагаемых услуг и совершенствование банковских технологий. Значительное внимание будет уделяться развитию филиальной сети по России и сети отделений в Москве в спальных районах.
Что касается банковского законодательства, необходимо решить вопрос о паритетных условиях сотрудничества банка и клиентов. В частности, ввести безотзывные вклады.
© Финанс 2002-2004 г. Использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателей© ЗАО Газета Финансовая Россия, 2000-2003 г.