Инвесторов «озолотят» — КОМПАНИИ — № 14 (104) 11-17 апреля 2005 — Архив — Выбери!by
Инвесторов «озолотят» — КОМПАНИИ — № 14 (104) 11-17 апреля 2005 — АрхивАЛЕКСАНДР ПОТАПОВПРИВАТИЗАЦИЯ. На протяжении последних месяцев планы государства в отношении телекоммуникационного монополиста — компании «Связьинвест» стремительно менялись: то звучали заявления о скорой продаже, то назывались весьма отдаленные сроки. Видимо, даже в правительстве утомились от этой игры «в прогнозы». В результате на прошлой неделе были озвучены конкретные планы относительно сроков и схемы приватизации «Связьинвеста». Замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов заявил, что проект соответствующего указа не только согласован с Минюстом, но и направлен в правительство, а глава Минсвязи Леонид Рейман даже изложил принцип, по которому приватизация будет осуществлена.
Если раньше правительство склонялось к продаже компании двумя траншами (50% плюс одна акция и 25% минус две акции), то теперь планы изменились: предполагается продажа всего 75-процентного пакета одним лотом. Однако, по словам главы Минсвязи, у государства останется так называемая золотая акция, которая позволит налагать вето на действия и решения совета директоров: в частности, если возникнет угроза безопасности страны или будут предприниматься другие шаги, противоречащие интересам государства.
В самом механизме «золотой акции» никакого ноу-хау со стороны правительства нет. Это весьма старый и испытанный способ влияния госчиновников на работу компаний. Правда, если страны ЕС от такой формы управления практически отказались, в России она все еще востребована.
Для чего государству нужны подобные рычаги — не совсем ясно, тем более что у него есть и другие способы влиять на деятельность компании — это тарифное и антимонопольное регулирование. В результате покупка «Связьинвеста» с точки зрения инвестиционной привлекательности выглядит для потенциальных приобретателей уже не так интересно.
По словам Леонида Реймана, рыночная цена компании составляет около $1,2-1,5 млрд, правда, он оговорился, что «на торгах она может непредсказуемо возрасти». Несмотря на уверения правительства в честном и максимально открытом конкурсе, в котором смогут принять участие и иностранные компании, для инвесторов непредсказуемые действия и высказывания чиновников могут оказаться еще одним сдерживающим фактором.
Интересно, что ранее президент АФК «Система» Владимир Евтушенков оценивал телекоммуникационный холдинг в $3-4 млрд, а, по расчетам отраслевых аналитиков, цена «Связьинвеста» не может быть меньше $2,6-2,7 млрд. Следует напомнить, что в 1997 году 25% плюс одна акция были проданы за $1,875 млрд. Как за несколько лет компания могла так сильно упасть в цене, не совсем ясно. Невразумительно выглядят и заявления правительственных чиновников о принятии «политического решения о продаже», подобные заявления инвесторы неоднократно слышали на протяжении последних лет, хотя на этот раз похоже, что дело идет к логическому завершению — дальнейшее затягивание сроков приватизации приведет к еще большему снижению стоимости госпакета.
РЕПЛИКАИЛЬЯ ВОРОНОВ, финансовый директор «Чебоксарского авиа-предприятия»:Два года назад к приходу новой управленческой команды на «Чебоксарское авиапредприятие» компания представляла собой типичное советское госучреждение — махина с громоздкой системой управления в состоянии банкротства. Поэтому было решено провести реструктуризацию.
Для начала мы отделили от аэропорта топливозаправочный комплекс. Формально ТЗК превратился в ООО, но фактически остался в составе авиапредприятия, получив большую свободу действий. До реструктуризации он обслуживал только нужды аэропорта и из-за малого числа рейсов работал почти без прибыли. После выделения годовой доход ТЗК увеличился с 600 тыс. до 15 млн рублей за счет обслуживания не только аэропорта, но и городского муниципального и частного транспорта.
Следующим этапом стало разделение аэропорта и авиакомпании. Благодаря этому мы рассчитываем выйти на рынок чартерных перевозок. Самолеты вошли в авиаподразделение «Авиакомпания Чувашии». Они зарабатывают основную долю денежных средств компании: по собственным программам, аренде. Все остальное попало в аэропортовый комплекс «Авиалинии Чувашии».
Мы перестроили и оптимизировали работу всего авиапредприятия. Новые ООО, получив финансовую самостоятельность, увеличили свой оборот и повысили стоимость всей компании.Флексография по-русскиОдобрение убытковГалина Крафт: «30-миллиардные инвестиции в китайский проект окупятся за шесть лет»Железные проблемыВиталий Несис: «К владельцу Сухого Лога кредиторы встанут в очередь»В КУРСЕ
Рубрики