Рубрики
Статьи

Игры в IPO — КОМПАНИИ — № 15 (56) 19-25 апреля 2004 — Архив — Выбери!by

Игры в IPO — КОМПАНИИ — № 15 (56) 19-25 апреля 2004 — Архив — Выбери!by
Игры в IPO — КОМПАНИИ — № 15 (56) 19-25 апреля 2004 — АрхивИнвестиции. О предстоящем выходе на фондовую биржу заявила компания «Бука», занимающаяся производством программного обеспечения.Об этом корреспондент «Выбери!by» узнал, решив обзвонить участников тренинга потенциальных эмитентов акций, проведенного в октябре 2002 года в рамках III Российской венчурной ярмарки.
В процессе этого тренинга участники проекта прошли все стадии IPO, кроме расчета реальными деньгами за акции и перехода их в собственность инвесторов. «Игровое размещение» провели шесть организаций: строительная компания «Северный город» (выставляла 10% акций, минимальная сумма размещения — $1,5 млн), консервный завод «Креон» (около 30% за $3,4 млн), производитель хладонов «ПиМ-Инвест» (35% за $3,2 млн), компьютерная фирма «Аскод» (26% за $2,5 млн), производитель сварочного оборудования «Красс» (38% за $2,7 млн) и разработчик мультимедийных продуктов «Бука» (22% за $2 млн). Финансовыми консультантами компаний выступили Промышленно-строительный банк, Вэб-инвест банк и брокерская фирма «Ленстройматериалы».
Для большинства компаний-участников эта IPO-площадка имела чисто игровое значение. Однако компания «Бука» сейчас по-настоящему готовит выход на фондовую биржу. Об этом «Выбери!by» сообщил вице-президент по развитию компании Максим Михалев. Рассказать что-либо конкретное о параметрах размещения он отказался: «Подробную информацию мы будем готовы предоставить не раньше чем через полгода». «Бука» начинала в 1993 году как дистрибьютор компьютерных игр. Заработав на буме игровых приставок в середине 90-х (фирме удалось стать представителем в России компаний Sega, Nintendo и Sony), «Бука» занялась сначала локализацией зарубежных программных продуктов в России, а затем разработкой компьютерных игр, с которыми успешно вышла на мировой рынок. Сейчас, по данным компании, ее продукция продается более чем в 50 странах мира.
Но пока наибольший эффект от участия в игровом IPO получила строительная компания «Северный город», уже через месяц после него успешно разместившая на ММВБ первый выпуск своих облигаций на 50 млн рублей с доходностью по первому купону в 21,8% годовых. Андеррайтером выпуска выступил петербургский Промышленно-строительный банк. Сейчас «Северный город» готовит второй облигационный заем на сумму 200-250 млн рублей, размещение которого планируется на сентябрь 2004 года. Кроме того, по сведениям одного из участников рынка, вскоре после ярмарки московскому инвестору был продан блокирующий пакет акций компании. В самой компании эту информацию комментировать не стали.
Научно-производственное объединение «ПиМ-Инвест», которое в 2002 году успешнее всех продало свои виртуальные акции, на настоящий фондовый рынок выходить не собирается. «Не хочется бежать на биржу и активно продавать себя, — говорит Эллия Игумнова, генеральный директор компании. — А тогда мы просто пытались привлечь деньги под наши проекты. Но инвесторы только ходят вокруг, а ничего конкретного не предлагают». Правда, сотрудник одного из фондов прямых инвестиций рассказал «Выбери!by», что в компании слишком увлечены наукой и совсем не думают о том, как заработать денег для акционеров.
Больше всех потрепала судьба компьютерную фирму «Аскод». Через год после ярмарки компания отошла от сборки компьютеров для обычных потребителей и занялась продажей сетевых решений для корпоративных клиентов. Андрей Оловянников, генеральный директор фирмы «Аскод», говорит, что это произошло во многом из-за общения с инвесторами на ярмарке: «Там мне стало ясно, что именно рынок корпоративных систем будет активно развиваться в ближайшие годы». А вот ООО «Креон» ярмарка ничего не дала: в компании с трудом о ней вспомнили, не говоря уже об IPO-тренинге. «Забудем про эти игры, — заявили „Ф.“ в компании. — Ни о каком размещении на бирже мы и не думаем». В фирме «Красс» давать комментарий отказались.
Аналитики в один голос твердят о предстоящем буме на рынке IPO. Большие надежды возлагаются на компании второго и третьего эшелонов. Однако большинство из них даже не задумываются на эту тему, другие заявляют о выходе на фондовую биржу в ближайшие два-три года для повышения своей репутации. •