Рубрики
Статьи

 Идентификация целей государственной финансовой политики в сфере финансов сектора общегосударственного управления

 Идентификация целей государственной финансовой политики в сфере финансов сектора общегосударственного управления
Идентификация целей государственной финансовой политики в сфере финансов сектора общегосударственного управленияСложной задачей является идентификация целей государственной финансовой политики (далее — ФП) в сфере финансов сектора общегосударственного управления (далее — ОГУ). Финансовая система страны всегда сбалансирована матрицей отношений между институциональными секторами. Если финансовые обязательства сектора ОГУ растут более быстрыми темпами, чем его активы, это замедляет процесс накопления капитала других секторов и, соответственно, наращивание внутренних источников финансирования активов.Финансовые обязательства государства, связанные с выполнением им своих функций, определяются законами и конкретизируются в ежегодных бюджетах. В узком смысле они могут ограничиваться такой категорией, как бюджет широкого правительства. Путаница с публичными финансами состоит в том, что традиционно они сводятся к фискальной политике. В широком понимании к публичным финансам как объекту управления включают (кроме сводного бюджета и государственного долга) управление финансовыми активами государства. То есть государственное участие в капитале предприятий секторов нефинансовых корпораций и финансовых корпораций, объемы которого могут различаться в зависимости от избранной экономической модели в конкретной стране. Активы и обязательства центрального банка традиционно не включаются в публичные финансы, а являются предметом исследования монетарной экономики. Независимый статус центрального банка и возложенную на него задачу — обеспечение стабильности национальной валюты, дают веские основания для отделения центрального банка от публичных финансов.Активы и обязательства центрального банка являются неотъемлемой составляющей финансовой системы, без их учета она не может быть сбалансирована. Учитывая необходимость методологической точности исследования, финансовые активы и обязательства центрального банка целесообразно рассматривать развернуто как составляющие финансов сектора финансовых корпораций.Методологически важно четкое понимание роли и места центрального банка в проведении государственной ФП, которое заключается в том, что монетарная политика является национальной, то есть шире по объекту регулирования, а не только государственной по существу. Центральный банк призван регулировать денежную массу с помощью специфических инструментов монетарного регулирования. Счета правительства в центральном банке являются активами для государства как института власти / управления и одновременно обязательствами на балансе центрального банка. Отсюда — противоположные по содержанию задачи ФП правительства и центрального банка, противоречия между ними, обусловлены их взаимосвязанностью.В глобальной финансовой среде возрастает роль и значение финансовых отношений государства с внешним миром, что непременно влияет на формирование и результативность государственной ФП. В условиях глобализации финансовых рынков возрастает роль и доля внешнего сектора в формировании источников финансирования национального капитала как актива. Что вызывает необходимость выделения международных финансов в отдельную составляющую финансовой системы в развернутой форме (активов и обязательств).Таким образом, можно выделить составляющие финансовой системы страны или сферы, через которые государственная ФП влияет на финансы секторов домохозяйств, нефинансовых корпораций, ОГУ, финансовых корпораций (в том числе центрального банка) и внешнего сектора. Именно через финансовую систему государственная ФП влияет на экономику.Состояние финансов отдельных институциональных секторов экономики и существующие диспропорции (избыток источников финансирования капитала и / или финансовых ресурсов в одних секторах и его дефицит в других) должны учитываться при определении долгосрочных задач такой политики. Иными словами, разработка теоретико-методологических основ государственной ФП экономического развития требует учета состояния финансовой системы и ее зависимости от внешнего сектора. На практике состояние финансовой системы и достигнутый уровень развития сектора финансовых корпораций каждой конкретной страны определяют стартовые условия реализации государственной ФП.