«Viberi» «Жигули» для обороны
«Viberi» «Жигули» для обороныЭкспортер оружия и с недавних пор инвестор в стратегические отрасли ФГУП «Рособоронэкспорт» купил 8,4% акций «Автоваза». До этой сделки «Рособоронэкспорт» контролировал крупнейшего российского производителя автомобилей, не участвуя напрямую в его акционерном капитале (в конце 2005 года экспортер оружия установил контроль над «дочками» «Автоваза», которым принадлежит более 66% голосующих акций автопроизводителя).
«Рособоронэкспорт» не раскрыл ни сумму сделки, ни продавца бумаг. Но следует отметить, что ранее сопоставимым по размеру пакетом владел Внешэкономбанк. Если сделка заключена по рыночным ценам, то ее сумма могла составить около $300 млн. Однако есть все основания полагать, что в итоге цифра оказалась меньше. Во-первых, денежные средства, по сути, перекладываются из одного «государственного кармана» в другой. Во-вторых, можно предположить, что Внешэкономбанк и «Рособоронэкспорт» договорились о сделке еще в марте, когда экспортер оружия совместно с «Тройкой Диалог» опубликовал программу реорганизации акционерного капитала «Автоваза». А тогда цена акций производителя автомобилей была на 40% ниже текущей стоимости.
Кстати, если говорить о реорганизации акционерного капитала «Автоваза», в рамках которой все бумаги, принадлежащие его «дочкам», будут погашены, а перекрестное владение ликвидировано, то нельзя пройти мимо еще одной новости. Совет директоров производителя автомобилей одобрил дробление акций в соотношении 100 к 1. «Автоваз» выпустит обыкновенные и привилегированных акции номинальной стоимостью 5 рублей, а бумаги, находящиеся в обращении (номинальной стоимостью 500 рублей), будут погашены. Правда, дробление вряд ли заметно скажется на ликвидности акций «Автоваза», так как их нельзя причислить к числу самых дорогих (стоимость обыкновенной и привилегированной акции составляет 4140 и 1380 рублей соответственно).
Иномарки вне конкуренции. Пока «Рособоронэкспорт» приводит в порядок структуру капитала «Автоваза», рыночные позиции российского производителя ухудшаются. Согласно исследованию компании PricewaterhouseCoopers, в первом полугодии 2007 года продажи российских автомобилей упали на 23% до 300 тысяч. В денежном выражении объем реализации машин отечественных марок составил $2,4 млрд (-8% к аналогичному периоду прошлого года). А вот продажи иномарок местной сборки удвоились и составили 205 тысяч машин или $2,8 млрд в денежном выражении. Впервые российские потребители потратили на них больше средств, чем на покупку автомобилей отечественных марок. Всего же на российском рынке было продано 1,17 млн автомобилей на сумму $20,6 млрд. Более половины рынка в денежном выражении ($13,2 млрд) занимают новые импортные машины.
Как же собирается «Автоваз» противостоять экспансии иномарок? Стратегия «Рособоронэкспорта» в отношении завода по-прежнему непонятна. Ну не может она сводиться к пресловутому анекдоту про то, как разобрали «жигули» и собрали танк. Цена на продукцию «Автоваза» растет из-за укрепления рубля, что приводит к снижению и без того не очень высокой конкурентоспособности, а разработка новых моделей пока ведется только на словах. В конце весны российский производитель подписал протокол о намерениях по созданию совместного предприятия с канадским концерном Magna, но дойдет ли дело до реального сотрудничества, пока не очень ясно. Тогда же появилась информация о возможной кооперации «Автоваза» и Группы ГАЗ, однако никакого результата не последовало. Теперь «Автоваз» пытается договориться о партнерстве с итальянской компанией Fiat, с выпуска модели которой началось производство на российском автозаводе.
Впрочем, инвесторы, вложившие средства в акции «Автоваза», несмотря на отнюдь не позитивные перспективы завода, пока подсчитывают доход, ведь стоимость обыкновенных акций с начала года увеличилась почти в 2,5 раза.
Рубрики