«Viberi» Затянувшийся старт
«Viberi» Затянувшийся стартВ середине марта российский IT-дистрибутор Asbis Enterprises провел делистинг на AIM. В октябре 2006 года компания вошла в котировальные списки площадки, на тот момент ее капитализация составляла около $160 млн. Спустя год стоимость изменилась незначительно, торги прошли вяло. В результате было принято решение переместиться на Варшавскую фондовую биржу (WSE), расположенную максимально близко к целевым рынкам Центральной и Восточной Европы. IPO на основной площадке WSE прошло 30 октября 2007 года, при продаже 34,3% акций компании удалось привлечь $21,5 млн, капитализация составила $163,5 млн.
По мнению руководителя направления по размещению акций на рынках капитала Metropol (UK) Александра Селегенева, проблемы с ликвидностью у Asbis Enterprises возникли не из-за недостатков AIM. Скорее, дистрибьютор выбрал неверную стратегию пребывания на площадке – почти не продвигал себя. Он ограничился услугами единственного английского брокера Seymour Pierce, который вряд ли мог помочь с доступом к специализированным инвесторам, работающим на рынках СНГ и Восточной Европы.
Печально, ведь дистрибьютор мог разместиться на российских площадках, специально предназначенных для эмитентов с капитализацией от 100 млн до 5 млрд рублей – РТС Start или «Инновационные и растущие компании» (ИРК) на ММВБ. Но они пока не привлекают тех, кому адресованы, – высокотехнологичных компаний. Хотя проработали уже больше года. Так, в декабре 2006 года была запущена ИРК ММВБ, месяцем позже – РТС Start. С тех пор на первой разместилось два эмитента, на второй – пять, причем четверо перешли из внебиржевого сегмента РТС Board. Объем торгов на РТС Start с момента вхождения первого эмитента БФ «Коммунар» составил почти $5,5 млн, из них $4 млн пришлись на Нефтекамский автозавод. Состоялось первое и пока единственное IPO: «Армада» получила почти $30 млн от продажи 20% акций на обеих площадках в июле 2007 года. Правда, 9 января 2008-го она перешла в основной сектор РТС. Как отметил гендиректор «Армады» Алексей Кузовкин, ее капитализация превысила пороговую для РТС Start, составив 5 млрд рублей.
Ясна идея инициатора появления альтернативных площадок – ФСФР. Взят курс на формирование в Москве мирового финансового центра. Рынку нужны новые инструменты, в том числе площадки с облегченными требованиями к эмитентам. Только так можно отвлечь внимание российских hi-tech и инновационных эмитентов второго и третьего эшелонов от AIM.
Действительно, до 2007 года инновационные, сырьевые и высокотехнологичные отечественные эмитенты средней руки стремились на европейские биржи. Так, с 1995 года на AIM разместилось 35 подобных компаний, из них 21 – в течение 2005–2006 годов. Управляющая российскими медиа-активами шведская Kontakt East Holding в 2006 году вышла на альтернативную площадку First North при скандинавской бирже OMX. Теперь Asbis Enterprises стала первой российской компанией, вышедшей на неблистающую Варшавскую биржу. Почему же целевых эмитентов не слишком интересуют специализированные площадки на российском фондовом рынке?
Не время для IPO. Ответ простой: на их работе отразился мировой кризис ликвидности. В начале 2007 года деньги с рынка, как пылесосом, собрали ВТБ и Сбербанк. На пару они привлекли от продажи акций $11 млрд. Лето – традиционное время отдыха для инвесторов. Затем начался финансовый упадок, и в результате, как отмечает заместитель гендиректора ММВБ Геннадий Марголит, начиная с августа 2007 года, потенциальные эмитенты на неопределенный срок отложили свой выход на ИРК. Похожая ситуация сложилась с РТС Start. В условиях нехватки дешевых денег инвесторы вряд ли сделали бы вложения в новый, высокорисковый сегмент.
Так, по оценке аудиторской компании Ernst & Young, в 2007 году более 80 эмитентов перенесли свои размещения (в 2006?м таких было всего 8). А на популярнейшую среди российских компаний AIM в 2007 году вышли только Prosperity Russia Domestic Fund (привлек $179 млн) и газодобытчик Volga Gas ($116 млн). «Сложилась обстановка, не располагающая к старту новых проектов, – объясняет затишье главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. – В условиях глобальной неопределенности компании осторожнее относятся к размещениям. Они не понимают, в каком направлении идут рынки, что будет происходить, масштаба цен. Сейчас не лучший период для составления долгосрочных планов, каковыми являются как решение провести IPO, так и желание инвестировать в капитал какой-то компании. Стремление эмитентов и инвесторов работать на альтернативных российских площадках повысится, когда появится ясность с перспективами».
Мало быстрых. Экспертов, считающих, что активность вернется на фондовый рынок уже летом, становится все меньше. Напротив, увеличивается число аналитиков, прогнозирующих продолжение роста лишь к октябрю–ноябрю. Но и стабилизация вряд ли приведет к тому, что деньги и эмитенты мгновенно рекой хлынут на РТС Start и ИРК ММВБ. Неправильно считать виновным в относительном неуспехе площадок только кризис ликвидности. Все-таки за первое полугодие 2007 года российские компании, по подсчетам компании Thomson Financial, за исключением Сбербанка и ВТБ, привлекли в общей сложности $4,8 млрд. Одна из причин, тормозящих развитие площадок, отмечает Александр Селегенев, – отсутствие «критической массы» небольших быстрорастущих компаний. Так, с проблемами при запуске рынка акций для эмитентов сферы hi-tech столкнулись в Германии, где в 1997 году был создан Neuer Markt. Но во время обвала рынка «доткомов» площадку свернули. До сих пор существует Alternext – рынок альтернативных инвестиций при Euronext. Однако площадка испытывает трудности с инвестиционным капиталом в виду незначительного количества проектов.
В России рынок информационно-коммуникационных технологий, по данным Минэкономразвития, растет более чем на 20% в год. «Но все равно высокотехнологичный бизнес в стране представляет собой очень небольшой сектор экономики, – говорит Дмитрий Васютинский, директор департамента альтернативных инвестиций «Альянс Росно Управление активами». – Реальных проектов немного, они находятся на ранней стадии развития, и большинство из них попросту не готово к бирже».
Кроме того, сектор компаний малой и средней стоимости слишком молод. «Существует классический жизненный цикл, который проходит любая фирма, – говорит Халиль Шехмаметьев, директор аналитического департамента ФК «Открытие». – Небольшие отечественные эмитенты находятся на начальном этапе развития». В этот момент в капитал обычно входят венчурные инвесторы. На биржу выводятся компании, уже достигшие определенных результатов. Основная масса небольших быстрорастущих игроков нуждается скорее в «стратегах», чем в инвесторах с рынка. «Пока что сделки по продаже российских проектов в сфере высоких технологий напрямую стратегическим инвесторам приносят больше денег акционерам, чем вывод на биржу», – поясняет Дмитрий Васютинский.
Ликвидность важнее всего. «До тех пор, пока не появится пул инвесторов, небольшие компании продолжат размещаться за рубежом», – уверен Халиль Шехмаметьев. AIM традиционно считается привлекательным местом для размещения акций как раз потому, что может гарантировать наличие большого круга инвесторов.
Не факт, что иностранцы захотят рисковать, вкладывая деньги в малопонятные российские компании второго и третьего эшелонов. «Когда ситуация наладится, на площадках будут доминировать российские деньги, как это происходит на РТС-2, где зарубежных инвесторов практически нет, – считает Евгений Гавриленков. – Иностранцам важна ликвидность. А она на РТС Start и ИРК ММВБ первое время будет значительно ниже, чем на AIM. Ведь рынок пока только создается». Представители самих бирж рассчитывают на отечественных институциональных инвесторов, а также формирующийся «просвещенный ритейл» – частных представителей среднего класса, искушенных и квалифицированных специалистов.
Эмитенты также считают ликвидность наиболее важным фактором. В декабре 2007 года компания Deloitte провела опрос среди потенциальных эмитентов (в их числе быстрорастущие компании), а также тех, кто отложил размещение в связи с кризисом. Основными критериями выбора площадки они назвали ликвидность (56%), затем стоимость листинга (41%), доступ к инвесторам, заинтересованным в акциях компаний из СНГ (39%), и сроки размещения (8%). Происхождение капитала особой роли не играет: 89% респондентов ответили, что стремились бы привлечь как иностранных, так и российских инвесторов. Первые могут предложить крупномасштабные и долгосрочные инвестиции, вторые – обеспечить ликвидность акций.
Кстати в «Альянс Росно УА» уже задумываются о получении листинга для некоторых из финансируемых компаний в качестве возможного выхода из них трех венчурных фондов. Но, по словам Дмитрия Васютинского, это станет возможным, когда альтернативные площадки обретут популярность среди портфельных управляющих, рискующих покупать акции малых высокотехнологичных компаний.
В светлое будущее. Представители РТС и ММВБ также отмечают острую нехватку профессиональных посредников – инвестбанков, работающих с мелкими и средними эмитентами. Не все они понимают специфику сектора ИРК. Участники рынка указывают на «сырость» законодательной базы, например в части налоговых льгот при инвестициях с высокой долей риска, и недостаточную поддержку альтернативных площадок со стороны государства.
Несмотря ни на что, Геннадий Марголит оптимистично заявляет: у ИРК есть все шансы стать более привлекательной площадкой, чем аналогичный сектор Лондонской биржи. «На AIM работает узкая группа институциональных инвесторов, – считает заместитель гендиректора ММВБ. – Поэтому там не слишком уж и высокие возможности по размещению, компании резко ограничены в торгах на вторичном рынке. Многие эмитенты российского происхождения недовольны и ждут вариантов выхода на домашний рынок, где о них знают лучше».
Кроме того, большинство быстрорастущих компаний зарегистрировано за пределами российской юрисдикции. Чтобы всевозможные IT-холдинги, добывающие или инноваторские компании смогли разместиться в России, должны появиться продекларированные российские депозитарные расписки (РДР) или прямой допуск иностранных ценных бумаг. «Но мы с самого начала позиционировали свою площадку как светлое будущее», – замечает Геннадий Марголит. По мнению экспертов, в полную силу РТС Start и ИРК ММВБ заработают не раньше, чем через 3–4 года.
ЗАТРАТЫ: Почем издержки?Одна из предпосылок выбора площадки для IPO – сумма затрат, которые несет эмитент при размещении и дальнейшем обслуживании.
Но на ИРК ММВБ и РТС Start в настоящий момент такой статистики еще не наработано. Полноценное размещение провела лишь «Армада». Эксперты затрудняются назвать возможные суммы издержек. По мнению Халиля Шехмаметьева, директора аналитического департамента ФК «Открытие», она не может быть существенно меньше, чем на AIM или Alternext. «Чтобы красиво завернуть идею, точно также нужно потратиться на составление бизнес-плана, создание проспекта эмиссии, юридические документы, – отмечает Халиль Шехмаметьев. – Следовательно, чтобы размещение на российских площадках несло экономию, дешевле должна стоить работа специалистов. Но квалифицированных людей на рынке немного, они дороги». Небольшая экономия может проявиться на этапе road-show. Правда, директор Siguler Guff & Company Юрий Машинцев говорит, что эти затраты и без того невелики и составляют не более 10% от всех затрат на IPO.
Эмитенты на РТС Start ЭмитентFree-float, %Капитализация на 01.04.2008, $ млнДата размещения/перехода с РТС BoardОрганизатор размещенияБФ «Коммунар»5,09,4712.02.2007Антанта ПиоглобалКосогорский метзавод10,0*77,7521.02.2007ЭнергокапиталСигма9,220,1801.03.2007Велес КапиталНефтекамский автозавод14,0403,9523.04.2007ЭнергокапиталАрмада16,7258,0024.05.2007Атон* Оценочно. Источники: РТС Start, компанииНекоторые альтернативные площадкиПлощадкаДата запускаОсновная биржаТребования к free-floatТребования к капитализацииВступительный взносЕжегодный взносОбязательное участиеКритерии допускаИРК Декабрь, 2006ММВБОтсутствуют0,1–5 млрд рублей100 тыс. рублей*ОтсутствуетЛистинговый агент, маркет?мейкерСреднегодовой темп роста выручки не менее 20%; соответствие списку целевых отраслей экономикиStartЯнварь, 2007РТС0–10% от УК в зависимости от списка0,6–1,5 млрд рублей18 тыс. рублей* 6 тыс. рублейУполномоченный финансовый консультант, маркет-мейкер Не более 90% обыкновенных акций эмитента в одних руках; размещается не менее 10% обыкновенных акций при капитализации от 60 млн рублейAIM1995Лондонская фондовая биржаОтсутствуютОтсутствуют6,2 тыс. евро 6,2 тыс. евроНомад, брокер, юридический консультантОтчетность по МСФО за 2 года; годовая выручка от $50 млн; рост по выручке, операционной и чистой прибыли, доле рынка и другим принципиальным показателям в последние 2–3 годаAlternext2005Euronext> 2,5 млн евроОтсутствуют7,5–300 тыс. евро (зависит от капитализации) 3–20 тыс. евро (зависит от free-float)Листинговые спонсорыОтчетность по МСФО за 2 годаEntry Standard2005Deutsche BorseОтсутствуютОтсутствуют0,75–1,5 тыс. евро5 тыс. евроЛистинговый партнерПубликация в указанные сроки документов о финансовой деятельностиNewConnectИюль, 2007Варшавская фондовая биржаОтсутствуют< 5 млн евро1,5–3 тыс. злотых** ОтсутствуетУполномоченный советник, маркет?мейкерОтсутствие ограничений на обращение акций; ненахождение в стадии банкротства или ликвидацииGrowth Enterprise Market1999Гонконгская фондовая биржа> 25% для компаний с капитализацией 30 млн ГД*** > 20% при капитализации в 1–4 млрд ГД< 4 млрд ГД10 тыс. евро ОтсутствуетЛистинговый спонсор24 месяца с момента появления компании или 12 месяцев при выручке, активах или рыночной не менее 500 млн ГД* Без учета НДС.
** 10 злотых = 10,29 евро (27.03.2007).
*** Гонконгские доллары, 10 ГД = 31 евро (27.03.2007).
Рубрики