Рубрики
Статьи

«Viberi» Заработать на сырье

«Viberi» Заработать на сырье
«Viberi» Заработать на сырьеТоварные активы стали выглядеть особенно привлекательными после того, как на фондовых площадках отчетливо проступили первые признаки лихорадки. В январе и феврале индикаторы российского рынка ценных бумаг впервые в этом году обвалились, а сырье на зарубежных биржах продолжало обновлять ценовые максимумы. Например, платина достигла пиковой отметки в начале марта, подорожав всего за два с небольшим месяца на 48%. Золото к середине марта подскочило на 20%, а нефть установила последний исторический рекорд в конце июня. Баррель стоил в тот момент почти в полтора раза дороже, чем в начале года. Для сравнения: индексы РТС и ММВБ в мае, оказавшимся самым благополучным месяцем 2008-го, лишь находились вблизи январских значений. Их дальнейшая динамика всем хорошо известна. Неудивительно, что именно в этом году российские инвестбанки стали уделять больше внимания сырьевым инвестиционным продуктам. Разразившийся во всем мире кризис отсрочил запуск некоторых проектов. Однако в долгий ящик их не убрали, даже когда продолжение восходящих трендов на товарном рынке оказалось под вопросом.
Отказ от нефти. «Ренессанс Управление инвестициями» сейчас формирует глобальный хедж-фонд под названием Renaissance Commodities Plus и планирует собрать в него не менее $50 млн в ближайшее время. Впрочем, этот фонд – не первая ласточка компании на рынке сырьевых деривативов. Еще в марте товарные инвестиции были выделены в отдельное направление. Сначала клиентам предложили структурные продукты с защитой капитала, привязанные к стоимости сырья.
Напомним, что «внешне» любой структурный продукт представляет собой вложение на определенный срок, доходность которого зависит от динамики базового актива (ценной бумаги, товара, индекса) и рассчитывается по заранее оговоренной формуле. При этом гарантируется возврат первоначальной суммы либо ее части при любой ситуации на рынке. «Изнутри» структурный продукт – не что иное, как инвестиционный портфель. Основной капитал замораживается в высоконадежных облигациях или размещается на депозите, а небольшая его часть идет на покупку опционов, соответствующих «профилю» продукта. Если рынок развернется против инвестора, то «опционная» составляющая может быть полностью проиграна. Зато облигации и депозиты, а также набежавший по ним скромный доход «сберегут» гарантированную часть.
В «Ренессансе» изначально ориентировались на состоятельных клиентов, поэтому не были скованы в выборе юридических форм товарных структурных продуктов. Варианты опробованы самые разные – от нот, выпускаемых различными эмитентами, до индексируемых депозитов и договоров индивидуального доверительного управления (ИДУ). Минимальная сумма во всех случаях была одинаковой – $1 млн. Входной билет высокий, зато можно гибче подходить к управлению и подбирать индивидуальные стратегии, объясняют в компании.
Практика показывает, что крупные инвесторы, обладающие достаточным опытом для независимого суждения о рынке, предпочитают прислушиваться к рекомендациям консультантов. Так, в «Ренессансе» в последние месяцы довольно скептично оценивали перспективы нефти и «индустриальных» металлов. И клиенты реже фокусировали на них свое внимание. Чаще всего продукты привязывались к драгоценным металлам – золоту, платине, палладию и серебру, а также к сельхозпродукции – сое, кукурузе, рису и сахару.
Любой каприз. «Альфа-капитал» тоже недавно начал предлагать крупным клиентам товарные структурные продукты в форме стратегий ИДУ. Один из вариантов предполагает заключение договора на два года и привязку доходности к стоимости золота. Инвестор должен определиться, готов ли он к риску. От того, какой процент первоначальной суммы будет подлежать гарантированному возврату, зависит степень участия в росте котировок (скажем, 70% или 80%). «Мы можем посоветовать инвестиции в отдельные товары или группы. В других случаях клиент самостоятельно выбирает интересующие его активы, а мы создаем соответствующий структурный продукт», – рассказывает портфельный управляющий «Альфа-капитала» Семен Бирг. Допускается делать ставку на товарный индекс или стоимость некой произвольной корзины. Главное, чтобы у западных контрагентов можно было подыскать нужные опционы.
«Российским клиентам не слишком близки товарные инструменты, с ними знакомятся как с классом», – делится наблюдением директор группы товарных продуктов «Ренессанс УИ» Михаил Билинкис. В этом смысле хедж-фонд – следующий шаг в освоении сырьевых рынков. Структурные продукты представляют собой форму пассивных инвестиций. По сути, вы вкладываетесь в опционы, делая ставку на определенную динамику котировок товаров (взлет, падение или колебание вблизи текущих уровней). Все, что остается, – терпеливо ждать, пан или пропал. Как правило, из структурного продукта нельзя также выйти досрочно, разве что примирившись с солидными потерями. А портфель фонда наоборот, во-первых, находится под активным управлением. Причем его хеджевый статус говорит о возможности рискованных, но потенциально высокодоходных краткосрочных операций. Во-вторых, из некоторых фондов разрешается выводить средства несколько раз в году в заранее установленные даты.
На очереди Африка. Инвесторами фонда Renaissance Commodities Plus становятся существующие клиенты «Ренессанса». Условия относительно демократичны, если сравнивать со структурными продуктами: «входной билет» стоит $100 тыс.
В отличие от российских ПИФов хедж-фонды декларируют ожидаемую доходность. Есть ориентиры и у Commodities Plus – 25% годовых при волатильности 20%. За счет чего они должны быть достигнуты? В соответствии со стратегией портфель делится на две части. На 80% он состоит из товарных деривативов, приобретаемых на сравнительно длительный срок. Оставшаяся часть подлежит более активному управлению. Здесь акцент делается на арбитраж (операции с одинаковыми или родственными инструментами на разных рынках), в том числе по географическому принципу. В фонд приобретаются биржевые фьючерсы и опционы, а также внебиржевые опционы и свопы. Управляющие не связывают себя точным списком контрактов, но приоритет все же есть. Это товары, которые производятся в России, а торгуются в форме деривативов за ее пределами.
У Commodities Plus консервативный для подобных фондов подход к использованию кредитного плеча, умножающего как потенциальную доходность, так и риск больших потерь. Максимально допустимая доля заемных средств ограничена 50% от стоимости активов. Комиссия за управление установлена в 2%. При достижении определенных значений прироста (high water marks) взимается также 20% от прибыли (success fee).
В планах «Ренессанса» запуск нескольких «сырьевых» хедж-фондов с более узкой специализацией, в частности сфокусированного на товарах Африканского континента. У его ближайшего конкурента, «Тройки Диалог», сырьевых фондов пока нет.
Суровая реальность. До недавнего времени считалось, что товарные рынки слабо коррелируют с традиционными классами инвестиционных активов. Это нравилось инвесторам, поскольку добавление в портфели товарных расчетных деривативов, не связанных с ценными бумагами, обеспечивало лучшую диверсификацию. Но кризис развеял множество мифов об островках безопасности. К тому же даже сырьевых спекулянтов стали пугать непрогнозируемые ценовые скачки, способные быстро обнулять высокорисковые портфели. «Товарный сектор становится все больше похож на казино. Из-за действий новых крупных фондов, располагающих денежными средствами на миллиарды долларов, цены на сырье могут взлетать и падать за секунды в отрыве от фундаментальных факторов. Колебания котировок, в прошлом занимавшие месяцы, происходят за нескольких минут», – еще весной предупреждал читателей «Выбери!by» директор группы хедж-фондов Camelot Йоханнес Шумахер.
Неудивительно, что высокие целевые ориентиры зачастую оказываются недостижимыми. Например, доходность управляемого российской ИФК «Опцион» хедж-фонда Global Derivatives III, оперирующего в том числе товарными опционами, составила за январь–август 0,81% при ожидаемых за год 60–70% и оценке рисков в 30%. Глобальный товарный фонд Commodity Alpha под управлением Pioneer Investments, сформированный в феврале, к сентябрю зафиксировал убыток почти в 4%. В начале осени самую большую долю в его портфеле занимали деривативы на нефть, сою и уголь. Одновременно были открыты короткие позиции по контрактам на газ, алюминий, сахар и ряду других.
ПЛАНЫ: С прицелом на ПИФыУправляющие прощупывают почву для запуска сырьевых ПИФов.
В соответствии с принятым этим летом новым положением о составе и структуре активов, в России можно будет создавать фонды товарного рынка. Тем не менее сохраняется ряд вопросов «бюрократического свойства», объясняет задержку с их появлением один из собеседников «Выбери!by». Со стороны управляющих интерес к таким проектам есть, и некоторые из них начинали консультации с ФСФР. Но вряд ли «премьеры» состоятся раньше, чем более-менее стабилизируется ситуация на фондовых площадках: пайщикам сейчас и так хватает острых ощущений, разводят руками управляющие.