Рубрики
Статьи

«Viberi» ЗАКОШМАРЕННЫЕ

«Viberi» ЗАКОШМАРЕННЫЕ
«Viberi» ЗАКОШМАРЕННЫЕПрезидент Дмитрий Медведев призвал чиновников перестать «кошмарить» бизнес. Чиновники незамедлительно откликнулись: по всей стране как грибы после дождя стали появляться общественные объединения, созданные совместно с властью для избавления от кошмаров.
Страна советов. Первым на призыв президента откликнулись московские власти. После заявления министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной о том, что малый и средний бизнес становится лакомым кусочком для рейдеров, мэр Москвы Юрий Лужков объявил о создании антирейдерского штаба при столичном правительстве. С подобной инициативой выступила и «Деловая Россия», предложившая создать общественный центр по защите собственности.
Сразу же после заявления президента губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал постановление о создании Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Приморского края. В начале августа в Красноярском крае прошло заседание по вопросу создания Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре края.
Для предпринимателей, которых «кошмарят» не один год, инициатива региональных властей точно будет не лишней, однако особо на помощь властей они не уповают. Опрошенные «Выбери!by» предприниматели согласились – общественные организации по защите малого и среднего бизнеса – это скорее дань моде, нежели эффективный механизм в борьбе с рейдерством.
Несмотря на пессимистические ожидания, столичные предприниматели обрушили шквал звонков на горячую линию. Первые звонки пошли уже в день открытия линии. «Все сообщения сейчас отрабатываются и будут рассмотрены на заседании Управления экономической безопасности при правительстве Москвы, которое, по решению мэра, возобновляет свою работу и будет курировать вопросы, связанные с недобросовестными поглощениями бизнеса. В штаб войдут представители прокуратуры, МВД, органов госбезопасности – в общей сложности 14 человек, – и он будет работать на постоянной основе», – рассказал «Выбери!by» руководитель департамента поддержки и развития малого предпринимательства правительства Москвы Михаил Вышегородцев.
По словам чиновника, столичный малый бизнес интересен рейдерам в большей степени, чем предприниматели из других регионов. «У бизнесменов Москвы есть небольшие объекты, площадью 500 – 1000 кв. метров, однако при дороговизне столичной недвижимости их стоимость равна миллионам долларов», – говорит Михаил Вышегородцев. Запредельная стоимость московской недвижимости, столь привлекательная для рейдеров, может сыграть еще одну плохую шутку с предпринимателями. Дело в том, что в начале августа в силу вступил закон об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Документ дает последним право выкупить арендуемое ими в течение трех и более лет недвижимое имущество.
Как рассказал Михаил Вышегородцев, на заседании, посвященном проблемам малого бизнеса, мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что власти города не будут продавать городские нежилые помещения малым предприятиям, так как есть риск рейдерских атак на такие организации. Сначала нужно избавиться от рейдеров, а потом уже давать предприятиям собственность, считают власти Москвы. Надо отдать им должное – так красиво отказать в выкупе предприятий вряд ли где еще додумаются. Однако в успешный исход инициативы столичных властей по ликвидации рейдеров верится с трудом, тем более что не все зависит от всемогущего Юрия Лужкова.
«В российском законодательстве нет каких-либо правовых механизмов, позволяющих привлечь к ответственности или остановить рейдера по сообщению пострадавшего. Их и не может быть, пока на законодательном уровне не будет определено значение понятия «рейдерства». Проблема в том, что недружественный захват юридического лица может быть абсолютно законным, а привлечь к ответственности можно только на основании отдельных эпизодов деятельности рейдера, в которых усматриваются признаки преступлений, установленных российским законодательством», – рассказывает юрист компании Magisters Алексей Семенов.
С законными и незаконными действиями рейдеров предприниматели Москвы сталкиваются постоянно. Одним из первых в созданный штаб обратился учредитель ООО «Весна на Трофимова» Виктор Петров. Полтора года назад он лишился принадлежащего ему помещения, в котором располагался его же магазин. Все произошло банально: в налоговую инспекцию № 46 по Москве (занимается регистрацией юрлиц) рейдеры принесли документы о смене учредителя, внесли изменения в учредительные документы и стали, якобы, владельцами недвижимости фирмы. После этого был заключен договор купли-продажи, помещение перешло к другому владельцу, который передал его в качестве залога по кредиту (на сумму $2 млн) Москоммерцбанку. Сейчас компания «Весна на Трофимова» пытается отсудить свое имущество.
Представитель и адвокат компаний ООО «Стен-2000» и ЗАО «Фирма «Мезон» (компании владеют нежилыми помещениями и сдают их в аренду) Алексей Комаров рассказал «Выбери!by», что их компании повезло несколько больше: на документах, которые рейдеры принесли в ИФНС № 46 для смены учредителя, не хватало одного штампа, поэтому налоговики их не приняли и смены собственника компаний не произошло.
Обнаружив подобную попытку, руководство компании обратилось в УВД по СЗАО Москвы, однако в возбуждении уголовного дела было отказано. «Нам объяснили, что преступное деяние не совершилось, поэтому и оснований для заведения уголовного дела нет. Будем разбираться дальше, а пока думаем о том, чтобы дежурить в ИФНС № 46 – наши захватчики в любой момент могут вернуться с уже правильно оформленными документами», – говорит Алексей Комаров.
В антирейдерском штабе обещают, что с этими и другими сообщениями разберутся профессионалы. Если «разборки» будут удачными, то рейдеры уйдут в регионы, предупреждают в столичном департаменте поддержки малого и среднего бизнеса. Но там уже и так их хватает.
Печальный опыт регионов. Предпринимателю Александру Белому, владельцу хозяйства «Новотемп» в Краснодарском крае, можно сказать, повезло: после семи лет сражений за свой бизнес ему удалось его отстоять. 1 июля этого года в отношении него было закрыто уголовное дело, и пока он может спокойно заниматься своим – с 1992 года – делом: промышленным и товарным рыболовством. Еще совсем недавно такой возможности у него не было: как говорится в многочисленных жалобах, написанных во всевозможные инстанции, на его рыбхоз и лиманы «положили глаз» высокопоставленные лица из правоохранительных органов. И началось: в 2000 году у рыбхоза конфисковали 43 тонны рыбы за то, что капитан сделал неправильную запись в судовом журнале, в 2001 году рыбоохрана изъяла сети и запретила вылов рыбы, дальше пошли судебные тяжбы, за которыми последовали предложения продать бизнес по цене в 100 раз ниже реальной. В марте 2008 года в отношении Александра Белого возбудили уголовное дело.
«Предприниматели обращаются к нам на стадии «пожара» – так же было и в ситуации с Александром Белым, который пришел и сказал, что если он от нас выйдет, его посадят в тюрьму. С помощью наших административных рычагов мы смогли ему помочь», – рассказывает руководитель отделения «Опоры России» по Краснодарскому краю Александр Бречалов. «Мы – это комиссия по противодействию рейдерам. Вообще-то она существует уже год, за это время к нам поступило порядка 150 сообщений. У малого бизнеса Кубани есть очень привлекательный для рейдеров актив – сельскохозяйственные угодья, которые в 90-х годах никому были не нужны, а сейчас, после того, как их возделали и облагородили, резко понадобились. При этом официально комиссия не собиралась – пока достаточно того, что мы заручились поддержкой прокуратуры Краснодарского края, руководства краевого УФНС», – говорит Александр Бречалов.
Привлекательный актив рейдеры Кубани стараются заиметь любыми способами: один из самых популярных и используемых – загнать неподкованного в финансово-кредитных вопросах предпринимателя в долговую яму. Некая финансовая организация предлагает бизнесмену взять кредит на очень выгодных условиях, которые уже через пару месяцев таковыми не кажутся. Из-за невозможности погасить кредит предпринимателям приходится продавать свой бизнес по демпинговой цене. Покупатели не заставляют себя ждать. Александр Бречалов говорит, что его задача – помочь пострадавшим как можно скорее.
На вопрос «Выбери!by», зачем ему лично это надо, руководитель краснодарского отделения «Опоры» и по совместительству президент «Юниаструм консалтинг» ответил довольно честно: «Помощь малому бизнесу – это хорошая лоббистская площадка. Мои коллеги-предприниматели знают, что я активно занимаюсь защитой их интересов и знают, что мне можно доверять. А раз так, то они становятся клиентами моей компании. Я не бедный человек и мне несложно помочь Александру Белому, что, в свою очередь, помогает расширять бизнес, зарабатывать репутацию в глазах будущих клиентов».
Владелец новосибирской компании SOVA Елена Дугельная (также входит в «Деловую Россию») о рейдерах говорит спокойно. По ее словам, новосибирских предпринимателей они не беспокоят. По крайней мере, к ней за помощью обращались всего два бизнесмена, и обоим удалось помочь. Елена надеется, что так будет и дальше. Но она пока в меньшинстве.
ИСТОРИЯ: Бизнес только своимМалые предприниматели из Владивостока полагают, что их экономические интересы незаконно ущемляет руководство торгового порта.Президент ООО «Владтрек» Олег Храмов из Владивостока представляет в регионе «Деловую Россию». Он рассказал, что в организацию обратились ряд компаний, занимающихся автоимпортом, которые сейчас разбираются с администрацией Владивостокского морского торгового порта из-за ее действий, препятствующих развитию конкуренции.
По словам Олега Храмова, генеральный директор ВМТП Вячеслав Перцев (он же, по совместительству, совладелец компании «Владивостокский автомобильный терминал»), управляет портом так, чтобы не допустить на его территории здоровой рыночной конкуренции. Руководство ВМТП вынуждает стивидорные компании заключать договоры исключительно со «своими» СВХ. К тому же тем компаниям, которые работают со стивидорами, не входящими в число «любимчиков» порта, руководство ВМТП затягивает продление сроков договоров на сотрудничество или отказывает в их заключении.
«Сейчас руководству порта направлена оферта на продление договоров, но ответа на нее пока не поступило. По истечении 30 дней это молчание перейдет в статус нарушения закона. Параллельно последовало обращение в УФАС по Приморскому краю с просьбой проверить, нет ли в действиях порта нарушений антимонопольного законодательства. И, насколько мне известно, специалисты антимонопольной службы уже запросили у порта необходимые документы, чтобы начать проверку», – говорит Олег Храмов.
Впрочем, представитель порта Юлия Теслина заявила о том, что руководство ВМТП никак не ограничивает малый бизнес. «Услуги СВХ в порту предоставляют около 10 частных компаний, в том числе и оказывающие стивидорные услуги. На мой взгляд, хозяйственные споры лежат исключительно в правовом поле и должны решаться в суде, а не через СМИ. А если какая-то из компаний перестает быть конкурентоспособной, то это регулируется рынком. Заявление же о том, что Вячеславу Перцеву принадлежит компания «Владивостокский автомобильный терминал» вообще не соответствует действительности. Он не является владельцем данной компании и не входит в число ее руководителей», – сообщила Юлия Теслина.
ПРЯМАЯ РЕЧЬГеннадий Кирюшин, основной акционер самар ской сотовой компании «Смартс»: – Атака на нашу компанию ведется уже три года: за это время у нас было 28 арестов акций, санкционированных судами различных регионов, в том числе Ставропольского и Краснодарского краев, где организация не имеет ни одного акционера.
Мы поняли только одно: для защиты от рейдеров можно рассчитывать только на себя и на хороших адвокатов. Помощь способны оказать и общественные организации – информационное освещение рейдерской атаки может заставить рейдеров уменьшить активность и помочь выиграть компании время. Но на власть рассчитывать не стоит. Предполагая, кто может быть заказчиком нашей компании, мы обращались и в прокуратуру Самарской области, и в ГУВД по Самарской области.
В прокуратуре для нас всегда было два ответа: либо молчание, либо заявление о том, что идет проверка и потом опять молчание. А после того, как мы обратились в налоговую с просьбой проверить рейдера, с внеплановой проверкой пришли к нам. Причем налоговики приехали из Москвы, а нас предупредили, чтобы мы больше не сообщали о потенциальном захватчике куда не следует.