Рубрики
Статьи

«Viberi» За что ЦБ выдает волчьи билеты банкирам

«Viberi» За что ЦБ выдает волчьи билеты банкирам
«Viberi» За что ЦБ выдает волчьи билеты банкирамМоя кандидатура сейчас повторно выдвигается на должность члена правления. Первый раз мне больше всего запомнилось собеседование в ЦБ: чиновники спрашивали о толщине стен в банке, размерах хранилищ кредитной организации, количестве рубежей охраны и о многом другом, что не относится непосредственно к моей работе в кредитной организации, – рассказывает сотрудник одного из сибирских банков. – В результате я получил отказ. И не уверен, что второй раз мне удастся-таки войти в правление».
Собеседования с потенциальными топ-менеджерами кредитных организаций, как правило, используют региональные территориальные управления (ТУ) ЦБ. Московское ТУ обычно с банкирами лично не беседует – видимо, слишком много в столице кандидатов на должность руководителей, чтобы регулятору можно было и здесь исполнять функции кадрового агентства. Но занять желаемую должность – в том числе из-за бюрократических преград – в Москве также бывает непросто. «У претендента на пост заместителя управляющего филиалом в паспорте забыли поставить штампик о выписке с прежнего места жительства, – рассказывает один из московских банкиров, пожелавший остаться неназванным. – Фактически получилось, что человек прописан в двух городах. ЦБ документы не принял. Кандидат пошел в ЖЭК, где ему сообщили, что штамп в паспорте больше не ставится, вместо него дается выписка из домовой книги. В итоге ЦБ до сих пор не дал добро на назначение». Иногда причины отказа выглядят совсем нелепо. «Кандидату на должность зампреда «указали на дверь» из-за того, что ксерокопия паспорта была неполной – не хватало пустых страниц», – вспоминает в беседе с «Выбери!by» другой собеседник.
Не согласовав назначение специалиста на ту или иную должность в кредитной организации, регулятор обрекает его на невеселую участь. «Финучреждения с большой неохотой принимают на работу людей, которые ранее получали отказ от ЦБ», – уверяет банкир, пожелавший остаться неназванным.
Признан неучем. Сегодня согласно 22-й главе инструкции ЦБ № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о госрегистрации кредитных организаций» проходить согласование с Центробанком обязаны претенденты на должности руководителя банка, зампреда, члена правления. Кроме того, согласие регулятора требуется получать потенциальному главному бухгалтеру банка или филиала кредитной организации, заместителю главбуха, руководителю филиала и его будущему заместителю. Решение об избрании члена совета директоров или освобождении его от должности согласовывать не нужно – достаточно в трехдневный срок уведомить ЦБ.
После одобрения кандидатуры советом директоров кредитной организации документы на согласование (анкетные данные, сведения об образовании, рабочем стаже, наличии судимости и т. п.) направляются в ТУ ЦБ, где рассматриваются в течение 30 дней. Затем управление высылает в банк заключение либо с положительным решением, либо с мотивированным отказом.
Но на практике, отмечают участники рынка, в ТУ могут изучать документы в два раза дольше, чем положено, после чего невозмутимо сообщить: «К сожалению, ваш кандидат не подходит». Причин для отрицательного решения у регулятора более чем достаточно. «Всегда есть к чему придраться, и Центробанку при желании довольно легко найти причину для отказа в назначении на высокую должность неугодного банкира», – отмечают разные участники рынка.
«ЦБ часто обосновывает отказ в согласовании кандидата отсутствием у него должного образования или опыта работы», – говорит директор по персоналу Банка Москвы Сергей Грошников. Критерии, по которым регулятор дает добро на назначение банковских топ-менеджеров, обозначены в статье 16 закона о банках. Потенциальному топ-менеджеру необходимо иметь высшее юридическое или экономическое образование и годовой стаж работы на руководящей должности в банке. Если же у кандидата специального образования нет, он должен как минимум два года руководить одним из подразделений кредитной организации.
«Но соответствие этим критериям не гарантирует повышение по службе, – уверяет представитель одного из региональных банков. – Скажем, у нас есть сотрудник с инженерным образованием и пятилетним опытом работы на руководящем посту в кредитной организации. Специалиста хотели назначить на должность зампреда, но согласование “пролетело с треском”». Чтобы повышение все-таки состоялось, кандидату пришлось снова «сесть за парту» – сейчас он получает второе высшее образование.
Юрист компании «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина описала еще более странную ситуацию: «Менеджер окончил физический факультет МГУ, после чего получил экономическое образование в одном из коммерческих вузов. Но встать у руля кредитной организации сотруднику не удалось – его второе высшее показалось регулятору «несерьезным» и некотируемым». Аналитик компании «Универсальный регистратор» Юлия Кузнецова рассказала «Выбери!by» другую историю: «В одном из московских банков кандидат на должность зампреда не получил одобрения ЦБ из-за того, что регулятор посчитал его руководящий опыт недостаточным. Между тем заявленный кандидат почти 10 лет возглавлял отдел автоматизации в кредитной организации». Видимо, Центробанк решил, что «технарям» не место в высоком руководстве.
Проступки в прошлом. «Пробелы» в образовании и бюрократия – не единственные помехи для потенциального кандидата на руководящую должность в кредитной организации. «Большое значение регулятор придает различной негативной информации о кандидате», – отмечает Сергей Грошников. Скажем, в опале согласно 16-й статье закона о банках оказываются претенденты, судимые ранее за преступления в сфере экономики – будь то кража, мошенничество, незаконная банковская деятельность, преднамеренное банкротство или что-либо еще. «В то же время совершение кандидатом преступлений в других сферах – скажем, нанесение увечий – ЦБ не волнует», – иронизирует Алина Топорнина.
Согласно закону о банках, недопустимо совершение претендентом и административных проступков в области торговли и финансов. Но есть уточнение – кандидат не должен «засветиться» в совершении административных нарушений в течение одного года до подачи документов в ТУ ЦБ. То есть если «грешки» водились за банкиром ранее, для регулятора это уже значения не имеет. Препятствием при назначении на руководящую должность в банк является и факт расторжения трудового договора по инициативе работодателя – но только лишь в том случае, если увольнение произошло не ранее, чем за два года до подачи документов в ТУ.
В итоге, отмечают участники рынка, получается следующая картина: с одной стороны, чиновники зачастую придираются к мелочам, а с другой, учитывая различные оговорки в законах, вполне могут дать добро на назначение действительно опасного как для банка, так и для его кредиторов руководителя. «Серьезное упущение – оговорка по поводу сроков давности, – полагает начальник отдела межбанковского бизнеса банка «Союзный» Дмитрий Курбатский. – Сегодня доступ к власти в финучрежеднии легко может получить нечистый на руку человек. Никто ведь не гарантирует, что в новой – согласованной регулятором – должности банкир не возобновит свою «темную» деятельность. Излишне придирчивый к качеству образования, ЦБ «закрывает глаза» на серьезные вещи».
В начале текущего года ЦБ совместно с Минфином подготовил поправки в банковское законодательство, согласно которым, в частности, регулятор не должен был бы принимать во внимание срок давности нарушений. Кроме того, все требования к деловой репутации банкиров предлагалось распространять не только на назначаемых топ-менеджеров, но и на лиц, уже занимающих руководящие должности в банках. То есть если действующий руководитель в чем-то запятнает свою репутацию, ЦБ будет иметь право попросить его оставить свой пост. Однако в Госдуму законопроект до сих пор не внесен и, по словам источника «Выбери!by», перспектива этого документа туманна: «Нельзя же, скажем, всю жизнь “казнить” человека за небольшой проступок», – говорит собеседник.
С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, Центробанк сегодня и без всяких новых поправок при желании может закрыть дорогу к руководству любому кандидату. «Однажды ЦБ отказал в согласовании назначения квалифицированного специалиста на должность главбуха банка, в котором я работала, – вспоминает Алина Топорнина. – Причина заключалось только в том, что женщина ранее трудилась простым бухгалтером в кредитной организации, у которой была отозвана лицензия. Мы пытались добиться изменения решения: писали письма в Банк России, просили, но всякий раз нам приходил отказ».
В таком случае, считает первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, не стоит отчаиваться. «Пострадавший кандидат всегда может оспорить решение регулятора в суде», – говорит депутат. Однако ни один из опрошенных «Выбери!by» юристов не смог вспомнить случая, когда кандидат, получивший отказ регулятора, решался на такую затею. «Добром это вряд ли кончится, будет только хуже как для банка, так и для опального руководителя», – полагает один из участников рынка.
ИНИЦИАТИВА: Запрет на профессиюВпервые ввести его предложил первый зампред ЦБ Андрей Козлов, трагически погибший в сентябре прошлого года.
Сразу после этих печальных событий депутат Госдумы Александр Лебедев, контролирующий Национальный резервный банк, пообещал внести законопроект, который позволит очистить банковское сообщество. На рассмотрение нижней палаты поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ поступили в октябре 2006 года. Законопроект предусматривал возможность наказывать дисквалификацией сроком до 5 лет сотрудников финансовых учреждений, которые не предоставляют своевременно информацию о сомнительных сделках в соответствующие органы. Запрет на работу в финансовой сфере сроком до 10 лет поправки предусматривали для тех банкиров, которые осознанно занимаются легализацией преступных доходов (сегодня в качестве наказания в этом случае предусматриваются штрафы и лишение свободы до восьми лет). Однако поправки, ставшие для Александра Лебедева «делом чести», «заморозились» в Госдуме на неопределенное время.