«Viberi» Яхтинг по-московски
«Viberi» Яхтинг по-московскиЭлитные яхт-клубы не жалуются на отсутствие клиентов несмотря на то, что цены за их услуги в три раза выше, чем у более скромных конкурентов. Среди судов, бороздящих просторы подмосковных водохранилищ, можно встретить марки любых производителей. А парусным спортом сегодня увлекаются и топ-менеджеры, и экстремалы. Тем не менее, как считают сами яхтсмены, до пика популярности водному спорту еще далеко.
Переговоры на борту. По словам директора яхт-клуба «Спартак» Валерия Шевелькова, сегодня популярны катера — моторные яхты. Считается, что парусные суда сложны в управлении. «Их предпочитают, как правило, любители экстремального спорта. Есть немало людей, которые давно и профессионально этим занимаются», — отмечает руководитель клуба «Аврора» Александр Маркаров. Суда приобретаются с разными целями и далеко не всегда ради отдыха. По словам Александра Маркарова, — «одному интересно ходить на небольшой яхте под парусами каждые выходные. Другому — купить огромное судно с шикарным баром, поставить на причал и изредка проводить там переговоры с деловыми партнерами, отплывая на несколько метров от берега».
Сегодня высоким спросом пользуются небольшие прогулочные катера как иностранного, так и российского производства. Развивается и элитное направление. Все чаще стали появляться большие катера размером от 40 до 50 футов с полным набором удобств на борту: душем, туалетом, удобными спальнями и баром. Стоимость таких престижных моделей в среднем составляет $500 тыс. Валерий Шевельков отмечает, что из владельцев, интересующихся услугами яхт-клубов, 10-20% — хозяева элитных катеров. На внутренних водах Подмосковья часто встречаются европейские суда. По словам владельцев яхт-клубов, среди них распространены такие марки, как Princess, Bavaria.
Парус или мотор. Итак, какое судно выбрать новичку в водном спорте? Не все специалисты уверены, что парусом управлять сложнее. Современная яхта достаточно проста и рассчитана на управление одним человеком, отмечает Александр Маркаров. К тому же ее скорость гораздо ниже, чем у популярных сегодня катеров. Поэтому яхта незаменима в условиях подмосковных вод, где не так уж много места для «прогулок на воде». Так что парус подойдет для летнего отдыха в приятной компании, ради которого большинство и покупают судно.
«Был у меня один знакомый, который сомневался, покупать ли ему яхту, — рассказывает Александр Маркаров. — Мы отошли от берега на судне, которое он присмотрел. Клиент с собой семью взял, все отдохнули, позагорали. И вот, пока мы мирно веселились, наслаждаясь хорошей погодой, мимо нас раза четыре пронесся огромный черный катер. Места на водохранилище мало: он и бороздил его постоянно туда и обратно. Я говорю своему знакомому: «Смотри, ему уже некуда ходить. А мы с тобой прошлись под парусами, отдохнули». Скорость у нас была небольшая, недостатка места мы не чувствовали. В общем, мой приятель купил парусную яхту».
Почем волна? Покупка яхты и ее содержание обойдутся недешево. Стоимость услуг яхт-клуба зависит от многих факторов. Например, от расположения стоянки. В Подмосковье за нее берут в среднем $1,5-2 в сутки с погонного метра судна. Подобные расценки предлагают «Водник», «Адмирал», «Аврора», «Спутник». Эти структуры позиционируют себя как демократичные яхт-клубы для энтузиастов. Гораздо дороже обойдутся элитные услуги: в этой нише наиболее известен «Буревестник».
Придется тратить и на то, чтобы поддерживать яхту в рабочем состоянии. Здесь цены близки к ценам в автосервисе. Плюс расходы на страхование яхты: в среднем 2% от стоимости судна. Таким образом, на содержание уходит минимум $100 в месяц.
Перед приобретением собственного судна специалисты советуют новичкам попробовать свои силы на арендованном. Средняя стоимость фрахта парусной яхты на четырех человек в Подмосковье — $200 за восемь часов. А купить простое подержанное судно иностранного производства, по словам владельцев яхт-клубов, можно за $6-7 тыс. Однако специалисты этого делать не рекомендуют. «Обычно у подержанных судов с долгим сроком эксплуатации двигатель летит через пару месяцев, а корпус требует ремонта, — говорит Александр Маркаров. — К тому же нередко на европейском рынке старое судно стоит дороже нового, потому что на него уже навесили налоги, расходы за стоянку, ремонт и т. д.».
Как стать яхтсменом? Некая закрытость присутствует в большинстве московских клубов. «Яхта — всего лишь предлог для общения», — говорят сами любители яхтинга. Среди них есть немало увлеченных энтузиастов, постоянно участвующих в различных чемпионатах и регатах, которые проходят на подмосковных водохранилищах. Помимо этого яхт-клубы активно проводят различные мероприятия, казалось бы с яхтингом напрямую не связанные, например празднование Масленицы. По словам старшего администратора яхт-клуба «Алголь» Натальи Ершовой, большинство судов используется только в сезон. Тем не менее некоторые владельцы приезжают отдохнуть даже зимой — покататься уже на снегоходах, посидеть в ресторане и расслабиться на базе отдыха.
Чтобы стать членом клуба, обычно требуется пройти небольшой фэйс-контроль. Каждый позиционирует себя по-разному: кто-то собирает всех увлеченных энтузиастов вне зависимости от возраста и размеров кошелька, кого-то интересует принадлежность к определенному социальному кругу. Впрочем, распространен фэйс-контроль не везде. Так, Наталья Ершова отмечает, что наличие яхты — уже признак принадлежности к определенному кругу.
Если фэйс-контроль не является непременным условием, то без удостоверения Государственной инспекции по маломерным судам в уважающем себя клубе вас и близко к стоянке не подпустят. Специализированных курсов сегодня в Москве вполне достаточно. Обучение тоже влетит в копеечку. К примеру, стоимость программы для новичков в Московской яхт-школе — 500 евро за пять с половиной месяцев теоретического курса. Практические занятия оплачиваются отдельно и стоят около 2 тыс. рублей каждое. Сертификат международного стандарта выдается западными ассоциациями яхтинга. Недельный курс в Турции или Греции, достаточный для получения сертификата, стоит в Британской королевской ассоциации около 700 евро. l
Грэхэм Поуви: «Для яхтинга не нужно больших средств»Интервью. В свое первое плавание под парусом он отправился около 15 лет назад. Это было на юге России — в Черном море. С тех пор партнер компании Deloitte & Touche британец Грэхэм Поуви увлекается яхтингом.- Как вы пришли к занятиям парусным спортом?
— Совершенно случайно. Я тогда учился в университете в Бирмингеме. Одному яхтсмену, который хотел отправиться в плавание по Черному морю, нужен был человек, знающий русский язык. Он пригласил меня с собой, и мне по-настоящему понравилось. С тех пор хожу под парусами в разных местах. У меня две парусные яхты: маленькая — на московском водохранилище и чуть побольше — в Хорватии. Но в основном, как я заметил, русским бизнесменам больше нравятся катера. Нельзя сказать, что управлять парусом намного сложнее, но все-таки некоторые навыки необходимы. А для катера нужны только деньги. Для новичков это более доступно и удобно.
— По каким принципам вы выбирали яхт-клуб?
— Просто посетил несколько, благо выбор сейчас большой, познакомился с условиями стоянки. Устроила развитая инфраструктура, организация и — что самое главное — хорошая охрана. В услуги клуба входят обслуживание яхт, ремонт парусов, двигателей.
— Сколько вы тратите на содержание яхты?
— Многое зависит от яхт-клубов. В среднем членство обходится в $2 тыс. в год: в эту сумму включена оплата стоянки. Затрат на ремонт у меня особенных нет: яхта новая. Многие в России не страхуют свои суда, однако я осторожен, трачу на это $400-500 в год. Плюс мелкие покупки. Оборудование для яхтинга стоит недешево: приходится тратить на якоря, парус. Топлива требуется немного, можно использовать обычный бензин. Если участвуешь в больших гонках, то постоянные поломки неизбежны. Но основные расходы — стоянка. В Москве сравнительно невысокие цены. К примеру, в Хорватии стоянка в три раза дороже. Там она обходится примерно в 30 евро в день.
— Как вы считаете, что препятствует развитию яхтинга в России?
— По сравнению с западными странами здесь достаточно мало возможностей для учебы. В Англии Royal Yachting Association устраивает общественные курсы для детей и взрослых, издает литературу, занимается повышением квалификации. С такой базой легко начинать и двигаться вперед. В России ничего подобного нет.
— Насколько яхтинг доступен российскому среднему классу?
— И в Англии, и в России можно заниматься водным спортом без больших денег. Кататься на маленькой лодке тоже интересно, и для этого не нужны крупные средства. Да, в европейских странах больше потребителей, которые могут позволить себе собственное судно. Но и там это увлечение не для всех. Люди сначала покупают квартиры и машины и только потом задумываются о яхтах. l
Рубрики