Рубрики
Статьи

«Viberi» Выставка-продажа идей

«Viberi» Выставка-продажа идей
«Viberi» Выставка-продажа идейВ поисках лучших площадок для привлечения капитала и презентации проектов В«Ф.В» обратился непосредственно кВ венчурным инвесторам, стартаперам, организаторам мероприятий и Российской венчурной компании. Несмотря на обилие эвентов, связанных с венчурным инвестированием, иВ представлением проектов на суд инвесторов, зачастую упоминались одни и те же имена. ВВ этом наборе четко выделились отдельные направления – традиционные конференции, конкурсы проектов и бизнес-планов, мероприятия для стартапов и специализированные инвестиционные сессии. ОВ них и пойдет разговор. В«Самые популярные форматы такого рода общения инноваторов и инвесторов на сегодня – это бизнес-ланчи, конкурсы, элеватор-питчи – все, что требует умения четко понимать, что хочет услышать инвестор и как его убедить в своей правотеВ», – отмечает Евгений Кузнецов, директор департамента развития и коммуникаций Российской венчурной компании.В«Cтартап за викендВ». Традиционная схема таких мероприятий довольно проста. Собравшись в пятницу, участники предлагают идеи для разработки, голосуют, остается с десяток проектов – над ними и работают следующие два дня в командах, а потом презентуют результат. Организаторы гордятся тем, что как минимум один жизнеспособный проект выходит на рынок по итогам таких В«выходныхВ». Подобные встречи считают инструментом развития молодежного предпринимательства – среди участников не только студенты. Дмитрий Репин, директор по стартап-проектам школы В«СколковоВ», регулярно видит на них серийных предпринимателей, ищущих новых членов в команду проекта или тестирующих свежие идеи. Среди таких мероприятий – Московский StartUpWeekend, проект Nachinai.com. Питерские HackDays предлагают буквально за день-два запустить собственный стартап, пройдя путь от идеи до прототипа, попутно добирая недостающие знания на образовательных мероприятиях. Они могут заметно сократить путь от идеи до инвестиций. В«Пришел с идеей, а через полгода компания уже заработалаВ», – так хотелось бы сказать о себе большинству участников этих встреч, но получается, конечно, не у всех. Площадки с удовольствием делятся историями успеха. Так, poSEEDelki, на котором молодые предприниматели обсуждают свои идеи сВ привлечением эксперта, выступающего на актуальную для развития бизнеса тему, называют успешным стартапом проект Mobiety. Идею платформы для мобильных опросов, способных за пару часов выяснить, кто, например, станет будущим президентом, впервые презентовали на одной из весенних встреч. Cейчас стартап вошел в числоВ резидентов бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ и запустил альфа-версию сервиса. Проект В«НачинайВ» более четко ориентирован на создание стартапов, в итоге и заметных результатов больше. Во время мероприятия команда Алексея Черняка познакомилась с партнером фонда бизнес-ангелов Addventure, и через месяц они решили запустить Cheap&Daily; – проект, ежедневно предлагающий ограниченное количество какого-либо одного товара по оптовой цене. Еще через некоторое время Darberry, сервис групповых покупок по скидочным купонам, нашумевший благодаря тому, что именно его среди прочих сервисов-клонов выбрал для покупкиВ  Groupon, предлагающий аналогичные услуги в десятках городов мира. Анна Чеботарева пришла на В«НачинайВ» с ТВ-проектом BlackSwan. Ее проект был проинвестирован РВК, и через два месяца она запустила свое телевидение. Понимание потребностей стартапов привело ее к созданию цикла онлайн-передач В«Бизнес-инквизицияВ», вВ ходе которых проходят презентации проектов, которые эксперты разбирают. Прошедшие инквизицию проекты, такие, как TimePad, интернет-сервис для организации мероприятий, говорят, что эксперты помогли не только советами, но и предложили сотрудничество. Участник В«НачинайВ», проект AdOffer, – новый формат интернет-рекламы, где оплата идет только за целевое действие пользователя, например покупку товара, – привлек первые инвестиции сразу на мероприятии. Инвесторами стала команда студентов MBA Сколково в составе – Андрея Василевского, Александра Хоменко и Дмитрия Юрченко, также к ним присоединился ДмитВ­рий Орлов из Google. Ищем инвесторов. Пока специальных мероприятий для инвесторов не так много, но оно и понятно – здесь идет более строгий отбор проектов. В«Есть ряд проектов, четко ориентированных на потребности инвесторов. Например, В«Тех ТурВ», проводимый EuropeanTechTourAssociation,В первыйВ российский этап которого проводил Александр Галицкий в 2005 году (среди компаний, которые привлекли в его ходе инвестиции, были Parallels, Acronis, Yandex, ABBYY, SJ Labs – В«Ф.В»). ВВ 2009 году проходил новый этап – его делала команда с участием Константина Фокина, Павла Богланова иВ меня, – рассказывает Андрей Головин, управляющий партнер incubator.ru, учредитель венчурного партнера РВК В«Вектор ростаВ». – Саша Галицкий активно помогал в статусе почетного председателя. Это серьезное мероприятие – ему предшествует тщательный конкурсный отбор. Собирали 25 лучших хайтек-проектов России, презентации проходили в Казани, Москве, Томске. В итоге площадка собрала порядка 70–80 инвесторов, счет инвестициям в проекты идет на десятки миллионов долларов. Такое мероприятие проходит раз в четыре года. Очевидно, что аналогов ему не может быть много – каждый раз собирают сливки с рынкаВ». Другим привлекательным для инвесторов мероприятием, по мнению эксперта, являются проектные сессии StartupIndex. Формат в чем-то похожий – сессии закрытые, также ограниченное число проектов после отбора – это позволяет поддерживать удачное соотношение инвесторов и проектов и экономит время участников. Хотя проекты попроще, а инвестиции поменьше, чем в В«Тех ТуреВ», но руководители проектов и венчурные капиталисты точно так же ценят свое время, изрядно подрастеряв его на традиционных мероприятиях.Гранды. Из крупнейших стоит отметить Международный форум по нанотехнологиям В«РоснанотехВ», Петербургский международный инновационный форум и венчурные ярмарки. Мероприятия самые масштабные, а инвестиционные возможности, как и возможности для презентации на этих мероприятиях, не столь обширны.В  В«Старые мероприятия вроде Венчурных ярмарок, Московского венчурного форума и SVOD (День открытых дверей вВ Силиконовой долине – В«Ф.В») потихоньку изживают себя, – считает Олег Манчулянцев, основатель венчурного фонда ранних инвестиций SIPO, сооснователь В«НачинайВ». – А новая активность вроде мероприятий В«НачинайВ», Harvest, StartupIndex – покрывает едва ли 5% инвестиционного поля. Большинство инвестиционных соглашений заключается в кофейняхВ».Как же получить заветное приглашение на чашечку кофе? Для молодых стартапов путь к известности – конкурсы. Инвестору не обязательно проводить выходные с авторами проектов, придуманных тут же на коленке, или ждать приглашения на закрытую инвесттусовку – список участников или полуфиналистов конкурсов – отличная база контактов. Инвесторы среди наиболее статусных российских конкурсов называют BIT, WebReady, В«Стартап годаВ». Впрочем, сами стартаперы, даже победители, предупреждают, что не все конкурсы одинаково полезны. Александр Полынов, соучредитель стартапа Wobot, сервиса по мониторингу социальных медиа, в качестве положительного примера приводит конкурс HSE{10k}, организованный бизнес-инкубатором ГУ-ВШЭ. Конкурс позволил проекту перейти на следующий этап развития, привлечь всеобщий интерес целевой аудитории и инвесторов. Приз позволил ускорить разработку, расширить команду – выигрыш составил $7 тыс. из $10 тыс. призового фонда, выделенного РВК. Евгений Кузнецов считает, что BIT в России – лучший по масштабу и формату, ведь конкурс проходит не только на федеральном уровне, но и в регионах России, совмещая в себе форматы обучения, консультирования участников стартап-проектов, знакомства молодых предпринимателей с экспертами и инвесторами. При этом BIT строился как российский аналог самой авторитетной международной площадки – MIT 100K, которая по праву считается лучшим в мире конкурсом такого рода. Говоря о наиболее заметных иностранных конкурсах, эксперт отметил IBTEC – международный чемпионат бизнес-планов Intel-Berkley, в котором Россию, как правило,В представляют победители BIT.В  Также он упомянул стартовавший в Бостоне в этом году новый крупный проект – MassChallenge, участие в котором российской команды происходило при поддержке РВК.В«Выиграл конкурс – получил больше возможностей для инвестицийВ», – это утверждение Александр Полынов в целом считает мифом. На его взгляд, намного полезнее работать напрямую сВ фондами. Уловив это настроение, площадки предлагают стартаперам такие возможности. Движение В«НачинайВ» в начале осени организовало свой собственный венчурный фонд, и это, по мнению организаторов, станет дополнительным привлекающим фактором для проектов. В«Теперь к нам все чаще приходят более взрослые команды, так как видят работающую модель быстрого развития своего бизнеса и возможность показаться инвесторуВ», – говорит Алексей Карлов.В Мысли о поездках для поиска инвесторов часто приходят в голову организаторам перспективных проектов – правда, зачастую ехать они хотят за рубеж. Партнер AddVenvhurFund Елена Масолова считает, что пользы от мероприятий много, и в качестве примера приводит свои поездки в Кремниевую долину. В«Там в неделю проходит не меньше 100–150 разных мероприятий (выступлений, конференций, мастер-классов, конкурсов, просто networking) – ”три дома на вечер зовут“», – говорит эксперт. Однако слишком торопиться не стоит. К российским площадкам могут скоро добавиться и авторитетные западные. Так, культовый портал TechCrunch примет участие в открытии первого в России частного техноинкубатора стартапов. Программа мероприятия, которое пройдет 13 декабря в DigitalOctoberCenter, в помещении бывшей фабрики В«Красный ОктябрьВ», пока еще неизвестна, но организаторы обещают презентацию стартапов перед инвесторами.