Рубрики
Статьи

«Viberi» Вылет задерживается

«Viberi» Вылет задерживается
«Viberi» Вылет задерживаетсяВ 2007 году представители топ?20 российских авиакомпаний перевезли около 40 млн человек – почти на 22% больше показателя 2006 года. Эксперты прогнозируют продолжение праздника. Рынок растет, но инвестору доступны акции лишь «Аэрофлота», а также не слишком ликвидные бумаги «Сибири» и UTair. Может, кто-то еще из основных игроков собирается выйти на биржу?
Трудности бытия. О желании провести IPO в разное время говорили представители компаний «Трансаэро», «КД-авиа», «Волга-Днепр» и альянса AirUnion. Но каждой из них что-то мешало: после подобных заявлений сразу появлялось огромное количество подводных камней. Так, AirUnion мешает неопределенность с будущим собственником контрольного пакета. Довольно долго за него боролись топ-менеджмент «Красэйр» и Росимущество, а в середине февраля появился новый претендент – госкорпорация «Ростехнологии». Замминистра транспорта Александр Мишарин уже назвал такое решение правильным: «На первом этапе «Ростехнологии» получат контрольный пакет, а в ходе допэмиссии доля может снизиться». Вне зависимости от того, кому достанется альянс, в скором времени ждать IPO AirUnion не стоит. Оптимистичный прогноз – размещение в 2009 году. Ведь из-за разногласий до сих пор не завершен процесс слияния авиакомпаний, которые должны войти в будущий альянс.
Следующий претендент – «Волга-Днепр». До недавнего времени провести IPO ему препятствовал конфликт между акционерами. Он начался в конце 2005 года, когда группа «Каскол» Сергея Недорослева оспорила в суде передачу структурам, близким к менеджменту компании во главе с Алексеем Исайкиным, 16% акций авиаперевозчика. Лишь летом 2007 года менеджменту во главе с президентом «Волги-Днепр» Алексеем Исайкиным после длительных переговоров удалось выкупить 20% акций, принадлежавших на тот момент миноритарным владельцам. Сумма сделки оценивалась в $200–300 млн. После этого Алексей Исайкин сообщил возможности размещения 18% уставного капитала уже во втором квартале 2008 года. Окончательное решение компания примет после завершения процедуры аудита. Тогда же определится и с площадкой.
Готовится к IPO «Трансаэро». В июне 2007 года авиакомпания привлекла preIPO-финансирование, проведя частное размещение акций. Она продала долю своих бумаг на сумму $13,9 млн в интересах неназываемых клиентов ИК «Тройка Диалог». Представители последней тогда сообщили, что после сделки ее доля достигла 10,6% от стоимости активов эмитента, что и стало причиной раскрытия информации. Согласно стратегии «Трансаэро», теперь в 2008 году должно состояться IPO. Представитель компании Сергей Быхал уточнил, что речь идет о второй половине года. Ранее генеральный директор «Трансаэро» Ольга Плешакова говорила о возможности размещения до 17% акций.
Наконец, не отвергают идею IPO в авиакомпании «Сибирь» (сегодня работает под брэндом S7). Но ее представители отмечают, что размещение может состояться только после окончательного решения судьбы госпакета в 25,5% акций. На аукционы по его продаже в 2007 году никто не пришел. В результате Минтранс решил передать их ГТК «Россия». Пока неясно, что в итоге из этого может получиться. Аналитик «Велес Капитала» Мария Иркли не исключает, что в дальнейшем компании перейдут на единую акцию и проведут IPO. «Но это дело как минимум 2–3 лет», – говорит она. Кроме того, в «Сибири», тем более после объединения с «Россией», сопротивляться IPO может топ-менеджмент. Ему принадлежит около 63% акций, а допэмиссия приведет к потере контроля.
Готовы, но позже. В более долгосрочной перспективе выход на рынок также планируют молодые и агрессивные игроки. Например, Sky Express – первый и пока единственный в России авиадискаунтер. Компания работает чуть больше года, но уже строит планы по IPO. Не на пустом месте: она показала неплохие результаты за прошлый год. Sky Express с ходу вошел в первую двадцатку перевозчиков, сумев перевезти в 2007-м 680 тыс. пассажиров.
По словам Равиля Насыбуллова, финансового директора Sky Express, размещение может произойти в 2011 году. К этому времени согласно бизнес-плану компания выйдет на полную окупаемость вложенных в проект средств: «Прибыль компании нарастающим итогом с начала деятельности станет положительной величиной, – говорит топ-менеджер. – Целью IPO будет как привлечение дополнительного капитала, так и фиксация прибыли акционерами». А пока, разумеется, не определены ни площадка для размещения, ни размер пакета акций. При этом Равиль Насыбуллов отмечает, что IPO – лишь один из инструментов фиксации прибыли. И весьма вероятно, что компания изберет альтернативный вариант, например закрытую продажу акций. «Окончательное решение – за акционерами», – говорит финансовый директор Sky Express.
Провести IPO в 2009 году собирается калининградская компания «КД-авиа». Но при этом ее представители не раскрывают каких-либо деталей размещения. Окончательное решение будет принято по результатам освоения запланированной маршрутной сети: летом 2007 года авиакомпания начала реализацию агрессивной стратегии – сеть перевозок из городов России в Европу со стыковкой через базовый аэропорт «Храброво» в Калининграде.
Рановато будет. «Выбери!by» поинтересовался у экспертов, почему российские авиакомпании не стремятся на публичный рынок. Наиболее часто встречающийся ответ – компании не готовы, потому что бизнес такой. Ольга Тычкова из «Проспекта» обращает внимание на то, что для проведения IPO фирма должна соответствовать ряду требований. Одно из них – наличие отчетности по МСФО за три года. «К тому же авиаперевозки – не самый рентабельный вид бизнеса, – говорит Евгений Шаго, директор департамента аналитических исследований УК «Ингосстрах-Инвестиции». – Вследствие роста цен на топливо в конце 2007 года перевозки не растут так шустро, как прежде».
Мария Ильина из «Ист Коммерц» напоминает, что более 90% пассажиропотока обслуживает около 10 компаний-лидеров. Большинство же региональных игроков находятся на грани выживания. «Инвесторам интересны прибыльные компании со стабильными финансовыми показателями, – отмечает Мария Ильина. – Но в нынешних нелегких условиях лишь несколько компаний способны демонстрировать подобные результаты».
Наконец, не стоит забывать про конъюнктуру российского рынка. В 2008 году она не особо радует инвесторов: рынок больше падает, чем растет. Неблагоприятная обстановка может заставить компании отложить уже запланированные размещения.