Рубрики
Статьи

«Viberi» Выйти в тираж

«Viberi» Выйти в тираж
«Viberi» Выйти в тиражЗнаменитая книжная ярмарка в В«ОлимпийскомВ», даже со скидкой на В«мертвыйВ» летний сезон, сегодня переживает не лучшие времена. Еще 3–4 года назад продавцы не успевали выкладывать на прилавки В«ироничные детективыВ» от Дарьи Донцовой и В«крутые мужские романыВ» от Александра Бушкова. Сегодня, пожалуй, единственные, кто интересуются литературными кумирами прошлых лет – толстые мухи, лениво перелетающие с одного томика на другой. Продавцы, некогда целый день мечущиеся между торговой точкой и складом, ныне обреченно сидят на раскладных стульях, лениво переругиваясь или перекидываясь в карты.– Что, не берут детективы-то? – подначиваю высокого худого продавца, в котором как-то неуловимо чувствуется неудавшийся писатель.– Не слишком, – пожимает плечами тот. – Было время, когда дамочки из Подмосковья специально на утренних электричках к нам приезжали, чтобы очередную Донцову первыми получить. Сегодня же народ просто устал ото всех этих однообразных детективов, он хочет свежих сюжетов и идей, а не пережевывания одного и того же В«мылаВ»!Хроника пикирующей книги. ИВ В«усталостьВ» эта выражается, прежде всего, в В«голосовании кошелькомВ» вВ книжных магазинах. По предварительным данным Ассоциации производителей книгопечатной продукции (АПКП), вВ этом году детективы принесут издателям $230–240 млн, что примерно на 6% меньше показателя 2007 года. После 17-процентного роста вВ 2004 году подобные итоги игроков книжного бизнеса, мягко говоря, не радуют.В«Рынок детективов достиг своего предела и начинает сжиматься, – говорит главный редактор специализированного издания В«Книжный бизнесВ» Владимир Драбкин. – В ближайшие два-три года ситуация будет только ухудшатьсяВ». Снижение популярности массовой литературы выразилось и в уменьшении количества изданий-бестселлеров, то есть тех, тираж которых составляет как минимум 100В тыс. экземпляров. Если, по данным Российской книжной палаты, в 2005 году их было 562 (доля в общем тираже российских книг – 19%), а в 2006 – 524 (16,9%), то в 2007 – 516 (16,6%).В«По-настоящему новых имен, которые бы взорвали книжный рынок своими произведениями, в России не было уже давноВ», – сетует литератор Дмитрий Быков.Разумеется, столь нерадостная для книгоиздателей ситуация не могла не сказаться на общем тираже выпускаемых вВ России книг и брошюр. Если в 2005В году он составлял 669,4 млн экземпляров, аВ вВ 2006-м – 633,5 млн, то вВ 2007-м – 612,3В млн экземпляров. Уменьшился иВ средний тираж: по данным Российской книжной палаты, в прошлом году он составил 6119 экземпляров, в то время как в 2004 году доходил до 7709 экземпляров. Общее падение тиражей привело к тому, что издатели не могут увеличивать цены на книги такими темпами, какими им бы хотелось. В«Почему на Западе книгоиздательство выгодный бизнес, даже если вести его полностью В«вбелуюВ», а в России на нем можно заработать, если только использовать серые и черные налоговые схемы? – задается вопросом литературный агент Анатолий Сорокин. – Да потому, что при сопоставимых расходах на печать розничная цена книги в Европе составляет 15 евро, а у нас примерно 4,5 евро. В 2007 году средняя цена одного книжного экземпляра поднялась на 13–14%, в то время как в начале года некоторые издатели говорили о 30% как о минимально допустимом ростеВ».Атака на В«серостьВ». Впрочем, беда, как известно, не приходит одна – наравне с падением популярности В«русских детективовВ» и общего числа тиражей, издатели столкнулись с такой проблемой, как наступление государства на серые схемы ведения этого бизнеса. В«ЯВ не знаю ни одного так называемого российского бестселлера, реальный тираж которого не был бы больше обозначенного вВ выходных данных в 3–5 разВ», – говорит попросивший об анонимности заместитель директора крупного московского издательства Михаил. Однако занижение реальных тиражей, с которых нужно платить налоги – лишь вершина айсберга мошенничеств в книжной сфере.По просьбе В«Ф.В» эксперт рассказал об одном из самых популярных из них, заключающемся в использовании В«поганокВ» или В«помоекВ», то есть фирм-однодневок.К примеру, издатель учреждает подобную В«поганкуВ», а потом продает ей книгу себестоимостью в 20 рублей за 21 рубль. В«ПоганкаВ» продает книгу другой фирме, скажем, В«поганкеВ» оптовика, за 40 рублей, а тот реализует их по 41 рублю. Почти вся прибыль уходит в В«поганкиВ», которые налогов с нее не платят.В«Вот только скоро о подобных методах, похоже, придется забыть, – серьезно говорит Михаил. – Кое-кому в нашем бизнесе уже звонили знакомые из налоговой, говорили, что в рамках нацпроекта по борьбе с коррупцией из Кремля спустили разнарядку поймать несколько издателей В«за рукуВ». Так что, мол, если не хотите попасться, переходите на игру В«вбелуюВ».Рыночные коллизии. Может показаться парадоксальным, но на фоне В«пробоинВ», которые в последнее время получила лодка издательского бизнеса, отрасль год за годом умудряется ставить все новые рекорды по объему рынка. По данным АПКП, если в 2000 году последний составлял $1 млрд, то в прошлом году – уже $2,5 млрд, увеличившись по сравнению с 2006 годом на $200 млн. В«Удивляетесь? Не стоит. В«Рынок растет лишь за счет количества наименований, а не тиража, – объясняет Анатолий Сорокин. – Средний тираж книги в России составляет всего около 7 тыс. экземпляров, что в несколько раз меньше, чем в США или Китае. А это очень сильно тормозит развитие рынка, так как чем выше тираж той или иной книги, тем ниже удельные затраты на ее допечатную подготовкуВ».Если говорить о главных игроках российского книжного рынка, то в пятерку крупнейших издательств сегодня входят В«ЭксмоВ», В«АСТВ», В«Олма-прессВ», В«РадугаВ» иВ В«Инфра-МВ» (всего в России насчитывается около 2,5 тыс. издательств). В целом же в прошлом году 25 лидеров российВ­ского книгоиздания общими усилиями выпустили 24847 различных книг общим тиражом 367,8 млн экземпляров (54,9% от совокупного тиража выпущенных вВ стране книг).В поисках новых жанров… Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что В«красивыеВ» цифры роста рынка уже давно не вводят капитанов книжного бизнеса в эйфорию. В«Они прекрасно понимают, что возможности экстенсивного роста отрасль давно исчерпала, иВ уже несколько лет структурно перестраивают свой бизнес, чтобы приспособиться к новым реалиямВ», – говорит аналитик В«ФинамаВ» Владислав Исаев. Какие структурные перемены имеются в виду? В«Совершенно очевидно, что рынок сегодня переходит от количества к специализации, – говорит Анатолий Сорокин. – Лучше, чем В«бестселлеры для всехВ», делать книги одной узкой направленности, причем точно знать, как и для когоВ». Хороший пример подобного подхода демонстрирует В«ЭксмоВ». Если еще недавно его В«фирменным блюдомВ» была развлекательная художественная литература (в свое время, по некоторым данным, до 25% экономики издательства держалось на Дарье Донцовой), то сегодня компания Олега Новикова борется за лидирующие позиции в сегментах современной поэзии и прозы, а также детской, образовательной и профессиональной литературы. В«Сегмент образовательной литературы мы активно развиваем на протяжении трех последних лет и по объему продаж являемся в нем лидерами рынка, – говорит Олег Новиков. – При этом мы планируем развивать сегментацию и в дальнейшем: в частности, поставили себе задачу в ближайшее время выйти на первое место и в сегменте детской литературыВ».Постепенно затрагивают структурные перемены в книжном бизнесе и художественную литературу. Издатели активно ищут В«нераспробованныеВ» российским читателем жанры, которые смогли бы В«выстрелитьВ» так же, как в свое время В«ироническиеВ» детективы. В«Совершенно ясно, что женский детектив сегодня постепенно уходит с рынка, – говорит литератор Дмитрий Быков. – Типажи справедливого мента и благородного бандита также теперь мало кому нужны. Думаю, что бестселлерами ближайшего будущего станут славянское фэнтези и, учитывая государственную политику последних лет, конспирологические детективы о кружащих вокруг врагах и т. д.В». В свою очередь, Олег Бартенев надеется найти авторов, способных творить качественную российскую мистику в духе Стивена Кинга. А главный редактор издательства В«ИностранкаВ» Сергей Пархоменко верит в такой весьма популярный на Западе жанр, как В«книга, написанная журналистомВ». Наконец, директор издательства AdMarginem Александр Иванов считает, что общество сейчас нуждается в положительном герое нашего времени: им вполне может стать преуспевающий менеджер, решивший круто изменить свою жизнь, сорваться с насиженного места иВ отправиться, например, в горячую точку. Также перспективными жанрами издатели и литераторы видят современный производственный роман (пока на этом В«полеВ» почти в одиночку работают Юлия Латынина и Павел Астахов, надеющийся стать российским Джоном Гришэмом), гламур и антигламур, научно-популярную литературу и – как это ни удивительно – философскую прозу.…и авторов. Издатели видят новые жанры, которые способны привлечь читателей к книжным прилавкам. Но вот сВ авторами беда. Вроде бы издательствам не на что жаловаться: по данным Российского авторского общества (РАО) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), только за последний год число россиян, желающих зарегистрировать свои повести, романы иВ рассказы, выросло на 40%. В«Но 95% авторов, приходящих к нам, это графоманы, которые в лучшем случае могут работать книггерами (люди, пишущие произведение по заданной схеме – В«Ф.В») на проектах раскрученных авторов, – говорит Михаил. – Еще 4% – шизофреники, которые ведут себя неадекватно, например, грозятся выброситься из окна, если их гениальное творение не будет напечатано. ИВ лишь менее 1% можно назвать нормальными авторами, но гениальных по российским меркам, таких, как Акунин или Маринина, я среди них не встречалВ».А вот кого эксперт встречал, так это, по его словам, В«откровенных психовВ». ВВ издательской среде популярна история о том, как один новосибирский писатель опубликовал в газете заметку с говорящим названием В«Повесть моя хорошая, но хочется все время естьВ». Автор, которого равнодушие издателей довело до отчаяния, предложил передать городу свою домашнюю библиотеку, а взамен попросил постоянный продуктовый паек. Работника умственного труда спасали всем миром: горожане приносили в редакцию крупу, сахар, сало, соль, домашнее варенье, картошку. Местное отделение Красного Креста выделило комплект новой одежды, а одна из средних школ предложила кормить писателя каждый день бесплатными завтраками и обедами.Структурная В«перестройкаВ». Затронули происходящие в книжной отрасли структурные перемены и организационную модель издательского бизнеса. В«Избежать стагнации рынка сегодня можно с помощью расширения специализированной розницы и географии дистрибуции, – говорит Владислав Исаев. – Именно этим все крупнейшие издатели сейчас занимаютсяВ». К примеру, В«ЭксмоВ» уже имеет сеть дистрибуторских центров в девяти городах России, а также на Украине и в Казахстане, на что в общей сложности потрачено около $10 млн. В«С помощью этих центров наши дистрибуторы получают книги напрямую от издательства и обеспечивают оперативную доставку продукции В«ЭксмоВ» в магазины, – говорит Олег Новиков. – Таким образом, мы можем оперативно поставлять новинки в различные регионы страны, что крайне важно для развития рынкаВ».В свою очередь, по мнению партнера консалтинговой компании В«СтратегикаВ» Александра Ованесова, подобная система дистрибуции позволяет В«ЭксмоВ» еще и контролировать ценообразование, дает возможность не только довести книги до полок, но и правильно их расставить. И, ко всему прочему, увеличивает стоимость В«ЭксмоВ» как минимум на 20%.Еще одно изменение в бизнес-модели издательств заключается в их активной экспансии в розницу. В«Сетевой книжный ритейл сегодня весьма привлекателен – за последние два года объемы продаж вВ нем выросли втрое, а количество магазинов удвоилосьВ», – говорит Александр Ованесов. Согласен с ним и Олег Новиков. В«Ситуация на рынке станет более благоприятной только в том случае, если удастся сформировать хорошую сеть розничных магазинов в регионах РоссииВ», – говорит генеральный директор В«ЭксмоВ». И его слова не расходятся с делом. В начале мая издательство объявило обВ объединении двух принадлежащих ему сетей книжных магазинов – В«БуквоедаВ» иВ В«Нового книжногоВ». Процесс должен завершиться к середине 2009 года. Мажоритарный пакет акций (63%) объединенной компании будет принадлежать совладельцам В«ЭксмоВ», остальные бумаги распределятся между владельцами сетей. Амбиции единой книготорговой сети, ни много ни мало, заключаются в желании стать федеральным лидером книготоргового рынка (в ее активе – 120 магазинов под брэндом В«Новый книжныйВ» и 28В В«БуквоедовВ»). Для этого в течение трех лет планируется открыть не менее 120В магазинов в В«ключевыхВ» российских городах с населением от 100 тыс. человек и выше. Другие издательства стараются от В«ЭксмоВ» не отставать. Так, группа компаний В«Инфра-МВ» активно развивает собственную сеть В«Мастер-книгаВ», насчитывающую около 100 магазинов вВ различных регионах России. Достаточно сказать, что половину из них – а это без малого 50 точек – сеть открыла в последние полтора года. В свою очередь, издательство АСТ целенаправленно продвигает на рынок сеть В«БукваВ», которая уже сегодня включает свыше 200 магазинов, и намерена до конца года увеличить это количество на четверть.Книжные M&A.; О том, что российский издательский бизнес движется вВ правильном направлении, свидетельствует и начавшаяся в отрасли волна слияний и поглощений. Так, в конце мая этого года стало известно, что группа В«Аттикус ПаблишингВ» предпринимателя Александра Мамута (ему уже принадлежат издательства В«МахаонВ» и В«ИностранкаВ», а также сеть В«БукбериВ») объединяется с В«АзбукойВ». В«Логика Мамута понятна: сегодня в Твери он строит современный полиграфический комбинат стоимостью $62 млн, – комментирует Владислав Исаев. – Объединение позволит ему сразу загрузить 20–30% мощностей своими книгами, и, следовательно, быстрее окупить вложения в оба проектаВ». Ожидается, что оборот холдинга вырастет до $150–200 млн.Кроме того, объединение издательских портфелей В«МахаонаВ» и В«АзбукиВ» сделает ЗАО В«Азбука-АттикусВ» ведущим игроком на рынке детской литературы. АВ В«весВ» этого сегмента в 2007 году составил не менее $400-430 млн, и в ближайшие 3–5В лет он будет расти не менее чем на 20–25% в год. Что ж, если наблюдаемые сегодня в отрасли благоприятные тенденции будут развиваться, то застой рынка сменится новым ростом.Список наиболее издаваемых авторов художественной литературы в 2007 годуАвторКол-во назв. книг и брошюрОбщий тираж, тыс. экз.Донцова Д.А.998991,5Устинова Т.В.593163,2Шилова Ю.В.552896,6Маринина А.Б.922837,7Полякова Т.В.752190,7Акунин Б.581488,5Бушков А.А.771364,2Колычев В.Г.1091283,8Стил Д.108978,8Литвиновы А. и С.39974,9Семенова М.В.76972,0Флобер Г.3838,1Коэльо П.21830,0Вильмонт Е.Н.34744,0Веллер М.И.32719,0Тамоников А.А.63671,9Куликова Г.М.46639,8Андреева Н.В.78590,9Смолл Б.98585,0Серова М.С.61568,2Топ-10* российских издательствИздательствоКол-во назв. книг и брошюрОбщий тираж, млн экз.АСТ768155,1Эксмо655370,7Дрофа141427,2Эгмонт Россия Лтд108417,4Просвещение106845,1Феникс9324,1ОЛМА Медиа Групп9229,5ИЦ Академия9062,5Рипол-классик7668,7Азбука-классика6465,2*По результатам выпуска книг и брошюр в 2007 году. Выпуск книг и брошюр по тематикам в 2007 годуТематикаКол-во названий книг и брошюрОбщий тираж, млн экз.Всего108791665,7Политическая и социально-экономическая литература30757113,1Естественнонаучная литература850910,0Техническая литература1385039,0Сельскохозяйственная литература26699,3Медицинская и спортивная литература622431,4Литература по образованию, культуре и средствам массовой информации15350188,0Литература по филологическим наукам и искусству700914,0Художественная литература15779127,8Детская литература8423120,2Литература универсального содержания22112,7Источник: Российская книжная палата