Рубрики
Статьи

«Viberi» ВТО увязали с Киотом

«Viberi» ВТО увязали с Киотом
«Viberi» ВТО увязали с КиотомВ конце января бывший глава МИД Германии, а ныне член Еврокомиссии Гюнтер Верхуген заявил, что вопрос о принятии России в ВТО может быть увязан с ратификацией ею Киотского протокола. Он выразил уверенность, что и в том и в другом процессе значительный прогресс будет достигнут уже в первой половине 2004 года.
Киотский протокол предусматривает механизмы контроля над выбросом парниковых газов в атмосферу. Изначально этот документ задумывался как глобальный экологический регламент. Но западный мир с его практицизмом быстро перевел экологические проблемы в экономическую плоскость. Для участников соглашения, которые не превышают нормативов по загрязнению, предусмотрены серьезные экономические привилегии.
Для России на период 2008-2012 годов выбросы парниковых газов лимитированы на уровне 1990 года. Стоит отметить, что это весьма мягкие ограничения: странам ЕС разрешено выбрасывать парниковых газов не более 92% от уровня 1990 года, Японии — 94%, США предполагалось 93%. При этом страны, превышающие свой лимит загрязнения атмосферы, согласно хитроумному замыслу «торговцев воздухом», могут покупать невыбранные квоты загрязнения у тех стран, которые лимит соответственно не выбирают. Иными словами, у той же России, которая, по оценкам экспертов, сейчас загрязняет атмосферу примерно на 25% ниже уровня 1990 года. К примеру, на днях японская сталелитейная компания Nippon Steel совместно с торгово-инвестиционной корпорацией Sumitomo заявила о том, что рассматривает возможность выделения «Газпрому» $283 млн на реконструкцию газопроводов в обмен на дополнительные квоты на выброс парниковых газов. По предварительным расчетам японских компаний, выделяемые средства позволят произвести частичную замену труб и улучшение стыковочных швов на 600 километров трубопроводов «Газпрома», откуда идет постоянная утечка метана, вызывающая глобальное повышение температуры на Земле. В результате реконструкции сокращение утечек метана в пересчете на углекислоту должно составить 5 млн тонн в год, что составляет около 8% годовых выбросов Nippon Steel.
С момента начала экономического оживления в 1999 году ВВП увеличился, по оценкам Института экономических проблем переходного периода, почти на 35% (в среднем на 6,1% в год). Выбросы парниковых газов выросли на 13% (в среднем на 2,5% в год). Таким образом, на 1% прироста ВВП приходится 0,41% прироста парниковых газов. Если тенденция сохранится, Россия использует не более 80% своей квоты. Таким образом, даже при удвоении ВВП за десять лет, которое заложено в послании президента Владимира Путина (то есть при достаточно высоких темпах роста) промышленности, лимиты загрязнения так и не будут превышены и даже останутся квоты для продажи их «грязным» странам. Кроме того, если Европа, ограниченная лимитами загрязнения, полностью перейдет на газ — самое экологически чистое топливо, то выгоды России от реализации Киотского соглашения могут измеряться уже миллиардами евро, которые будут получены от экспорта «голубого топлива».
Помимо покупки квот нарушители лимитов могут применять другие способы экологической компенсации за наносимый планете ущерб. Например, вкладываться в модернизацию энергосистем развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В эту категорию опять-таки попадает Россия. Электростанции являются основными источниками загрязнения воздуха. Кроме того, износ российских ГРЭС составляет 50%, и программы технического обновления станций России крайне необходимы. Не случайно российские энергетики и газовики уже заявили о своей поддержке ратификации Киотского протокола. По оценкам экспертов, на кону стоит несколько миллиардов долларов иностранных инвестиций, призванных помочь модернизировать российскую энергетику. Кроме того, присоединение к Киотскому протоколу позволит России компенсировать 10% расходов по сокращению выбросов, которые намечены собственными национальными программами.
Однако возникает вопрос, почему при всех вышеперечисленных выгодах давление на Россию в отношении ратификации оказывают немцы, которые, кстати, задают тон в европейской политике и экономике? Дело в том, что после отказа США от ратификации Киотского соглашения ключевым игроком на этой арене оказалась Россия. Протоколом установлено, что он вступит в силу, если к нему присоединятся страны, дающие в сумме 55% мирового загрязнения. У США — 35%, чего хватило бы с лихвой. Но и Россия с ее 17% мировых выбросов как раз решает проблему полной комплектации этого экологического клуба.
Иными словами, у европейцев есть реальный шанс запустить механизм борьбы с глобальным потеплением и без США. Пожалуй, это единственный глобальный процесс, развитие которого сейчас критически зависит не от США, а исключительно от России. Таким образом, присоединение к Киотскому протоколу может не только обеспечить России приток инвестиций в модернизацию энергетики, но и снова сделает ее ключевым участником глобальной политики. l