«Viberi» Время идти в инвестбанкиры
«Viberi» Время идти в инвестбанкирыВ России с некоторой задержкой происходит то же, что и в США: еще совсем недавно на Wall Street заправляли пять крупнейших инвестбанков, они же делали погоду на триллионных рынках деривативов и в значительной степени контролировали мировой рынок слияний и поглощений. После серии банкротств оставшиеся в живых Goldman Sachs и Morgan Stanley поспешили сменить амплуа, теперь они представляют себя «обычными», коммерческими банками.
Понятие «инвестбанк» в России юридически не оформлено, одна из компаний, пытавшаяся официально использовать данный «титул» без банковской лицензии, получила нагоняй от регулятора. Но инвестбанковский бизнес от этого законодательного «упущения» нисколько не страдал и до последнего времени благополучно развивался. Успех был очевиден и со стороны: о нем говорили объемы сделок на рынках капитала и обороты компаний, – и, судя по всему, изнутри. В начале 2007 года основные акционеры «Ренессанс Капитала» гордо отказались от сверхщедрого предложения ВТБ – продать ему инвестбанк за $4 млрд (факт переговоров в «Ренессансе», впрочем, опровергали). И тогда решение это казалось вполне логичным. Ведь основатель группы Стивен Дженнингс собирался довести стоимость своего бизнеса до $50 млрд. Такие же ориентиры и примерно в то же время для «Антанты Пиоглобал» обрисовывал ее глава Евгений Коган.
И в этом есть ирония судьбы: активы именно «Ренессанса» и «Антанты» оказались первыми крупными объектами сделок в ходе начавшегося передела инвестбанковского рынка. С ними вроде бы все решено, в отличие от «КИТ-Финанса», который уже почти две недели не может согласовать условия продажи с УК «Лидер» и стоящими за ней структурами. Владельцы «Ренессанса» признаются, что переговоры с Михаилом Прохоровым велись не первый месяц, просто из-за кризиса пришлось ускориться. В результате 50% минус одна акция инвестбанка «Ренессанс Капитал» досталась группе «Онэксим» за $500 млн. Тем временем экс-глава «Атона» Иван Тырышкин приобрел две компании из группы «Антанта Пиоглобал» – УК «Пиоглобал ЭМ» и брокера Nettrader. В пользу того же Ивана Тырышкина со своим брокерским подразделением «Ютрейд» расстается Юниаструм-банк. Суммы этих сделок не раскрываются, но они, разумеется, много меньше той, что выложил Михаил Прохоров за пакет в «Ренессанс Капитале». А в минувший четверг Сбербанк и «Тройка Диалог» сообща опровергали слухи о покупке первым второй. Кстати, год назад «Тройка» оценивалась в $2,5 млрд.
Красная цена. Опросив ведущих экспертов, «Выбери!by» пришел к выводу, что инвестбанк сегодня не только выгодный объект для поглощения, но и актив, несущий риски, степень которых крайне сложно оценить. Как и саму его стоимость. «Я постоянно общаюсь с инвестбанкирами и могу с уверенностью сказать, что сейчас нет никаких объективных показателей для оценки такого бизнеса, к которым можно было бы привязаться. Это всего лишь интуитивная оценка. Михаил Прохоров увидел перспективу и вложил деньги в “Ренессанс”», – поделился с «Выбери!by» своими впечатлениями Павел Чекмарев, руководитель проектов департамента инвестиционного проектирования и риск-анализа «2К-Аудит Деловые консультации». «Я рекомендую забыть про любые оценки до тех пор, пока не закончится кризис. Мультипликатор по «Ренессансу» очень маленький, учитывая, что компания в этом году, как ожидается, покажет прибыль в $400 млн», – вторит ему аналитик «Уралсиб Кэпитал» Леонид Слипченко.
По подсчетам ИК «Велес Капитал», «Онэксим» купил пакет «Ренессанс Капитала» с 30-процентным дисконтом. «И это неплохо, учитывая, с каким дисконтом продается сейчас инвестбанковский бизнес в США», – подчеркивает Михаил Зак, начальник аналитического управления «Велес Капитала». Другие эксперты настаивают, что сделка прошла по справедливой цене. «По коэффициенту P/BV (цена/собственный капитал) «Ренессанс» оценили примерно на уровне прогнозной величины собственного капитала по итогам 2008 года, то есть коэффициент равен единице. Это соответствует текущим котировкам акций российского финансового сектора. Бумаги «Сбера» по показателю P/BV сейчас торгуются на уровне примерно 1,26, ВТБ – около 0,8», – говорит Алексей Зайцев, ведущий аналитик банка «Петрокоммерц». «“Ренессанс” полгода назад стоил совсем других денег, но заплаченная Михаилом Прохоровым сумма сегодня вполне разумна. Насколько мне известно, сейчас идет очень много переговоров о продаже бизнесов. Однако лишь часть из выставляемых активов представляет интерес. Есть и такие, кто фактически обанкротился, и там вообще нечего покупать», – поделился видением рынка с «Выбери!by» Иван Тырышкин.
Эксперты до сих пор гадают, была ли сделка в отношении «Ренессанса» актом спасения или просто Михаил Прохоров воспользовался кризисом, чтобы построить глобальный инвестиционный бизнес, в чем он сам пытается убедить общественность. Между тем агентство Fitch расценило эту сделку как «защитную на фоне нестабильности финансового рынка в России» и поменяла прогноз долгосрочного рейтинга «Ренессанс Капитала» со «стабильного» на «негативный».
Группа риска. Чтобы судить о том, много заплатил Михаил Прохоров или мало, посмотрим на направления деятельности «обычного» инвестбанка. Во-первых, это непосредственно торговые операции с акциями, облигациями и производными. Во-вторых, это комиссионные, которые банк зарабатывает, предоставляя услуги – в том числе сопровождение сделок по слиянию и поглощению, размещение акций и бондов, наконец, управление активами. «Если банк занимается только куплей-продажей акций, то привлекательность такого бизнеса не высока. И в связи с кризисом, и в связи с большими рисками, которые вообще присущи этой деятельности. Куда важнее для оценки инвестбанка такой показатель, как fee and commission income», – говорит Лейла Шарифуллина, аналитик ИФК «Метрополь». Из таблиц видно, у кого данный показатель может быть выше. У российских компаний все больше шансов укрепиться в лидерах сегмента. Ведь не секрет, что, выходя на IPO или размещая облигации, отечественные корпорации пользовались услугами иностранцев главным образом потому, что те могли самостоятельно выкупить большой пакет ценных бумаг или разместить его среди своих клиентов. Кризис во многом ограничил эти возможности, а у отечественных инвесторов деньги по-прежнему есть.
«Ждите BNP Paribas и HSBC». «Поглощенными могут оказаться независимые инвестбанки. Не утихают разговоры о тех же «Тройке» и МДМ», – отмечает Леонид Слипченко. В «Петрокоммерце» полагают, что консолидацию возглавят Газпромбанк, «Сбер» и ВТБ. Впрочем, последний на днях публично открестился от подобных намерений. «ВТБ не планирует приобретение банков в России, но продолжает интересоваться кредитными организациями в СНГ», – заявил член правления ВТБ Николай Цехомский. В Газпромбанке и Deutsche Bank комментировать возможность покупок отказались. Про совместное опровержение слухов Сбербанком и «Тройкой» упоминалось выше. «Думаю, что сделка Стивена Дженнингса и Михаила Прохорова была нацелена на дальнейшую консолидацию. То есть совершенно не исключено, что «Ренессанс» вскоре объявит о новых приобретениях в своей отрасли. В условиях нынешнего кризиса мало кто из инвестбанков второго-третьего эшелона откажется от заманчивых предложений. У многих игроков уже сейчас серьезные проблемы, но они скрывают свои убытки до поры до времени. Поэтому сказать, кто следующий в очереди на поглощение, сложно», – комментирует Павел Чекмарев.
Но, как бы дешево ни стоили сегодня российские инвестбанки, их покупка все равно рискованна. «Главная ценность сейчас – это команда и доверие к ней со стороны участников рынка. В начале ипотечного кризиса Bear Stearns и Lehman Brothers привлекали сторонних инвесторов для покупки своих акций, надеясь, что этого капитала будет достаточно для прохождения кризиса, но что было потом, всем известно», – замечает Алексей Третьяков, заместитель директора департамента операций на финансовых рынках Номос-банка.
Между тем Иван Тырышкин уверен: если есть желание заходить в инвестбанковский бизнес, то лучшего времени, чем сейчас, не найти. «Я доволен, что принял своевременное инвестиционное решение и купил эти активы. Время кризиса интересно еще и тем, что в такие периоды конкуренция сильно ослабевает, потому что все усилия направлены на решение внутренних проблем, в том числе реорганизацию, сокращение издержек и так далее», – поделился с «Выбери!by» своими размышлениями Иван Тырышкин.
Глава инвестиционного комитета UFG Asset Management Флориан Феннер считает, что в 2008–2009 годах объемы инвестбизнеса будут в разы ниже, чем в 2007-м. «В этом году вряд ли будут проводиться те же IPO, а если кто-то и решится на такую сделку, здесь будет большая конкуренция – ведь каждому инвестбанку надо будет что-то сделать», – объясняет Флориан Феннер. Однако и у него нет сомнений в том, что российский инвестиционный сектор – по-прежнему привлекателен, в том числе и для западных игроков. «Россия – самый интересный рынок, и ни один американец с него не уйдет. Все иностранные банки, которые не успели приобрести «дочку» в Восточной Европе, сейчас сделают это дешевле. Западным операторам будет выгодно покупать маленькие банки в регионах – у крупных сейчас большие риски. Ждите покупок от BNP Paribas, HSBC (оба давно присутствуют в России – «Выбери!by»). Я бы, например, купил банк “Возрождение”», – делится своими соображениями Флориан Феннер. Иван Тырышкин считает, что конкурировать с грандами инвестбанкинга даже после кризиса будет сложно. «Наша будущая стратегия заключается в выстраивании бизнеса в розничном сегменте, поскольку этот рынок не занят», – пояснил он свою позицию.
Ведущие организаторы IPO и SPO российских компаний, 2007 год – первое полугодие 2008-гоИнвестбанкЭмитентыОбъем, $ млрдЧисло сделок1Deutsche Bank«Полиметалл», AFI Development, ВТБ, «Дикси», «ПИК», ОГК-2, «М.Видео», «Санкт-Петербург», ЛСР, Магнит, GlobalTrans6,56112Credit Suisse«Ситроникс», Сбербанк, ЛСР4,9233JP MorganСбербанк, Eurasia Drilling4,6324Citigroup«Фармстандарт», ВТБ, «Уралкалий», X5 Retail Group3,5235Goldman Sachs«Ситроникс», ВТБ, «Черкизово», X5 Retail Group2,9746Morgan Stanley«Интегра», ММК, AFI Development, «ПИК», НМТП, «Магнит», West Siberian Resources2,6877Ренессанс Капитал«Ситроникс», «Интегра», ММК, Volga Gas, «Нутринвестхолдинг», «Дикси», «Росинтер Ресторантс», «Уралкалий», «Синергия», Victoria Oil&Gas;, «Русское зерно»1,91118UBS«Полиметалл», «Фармстандарт», «Уралкалий», Eurasia Drilling, «Полюс Золото»1,2859Тройка ДиалогОГК-2, НМТП, EOS1,10310Nomura«ПИК»0,962Ведущие консультанты на российском рынке M&A; в 2007 году№ИнвестбанкОбъем сделок, $ млн1Morgan Stanley25130,62UBS15206,13Deutsche Bank7046,54J P Morgan6408,15HSBС5300,06Альфа-банк2624,07Goldman Sachs2617,88Credit Suisse2506,39Citi2077,910Ренессанс Капитал1722,311Тройка Диалог1688,012Strand Partners921,513Merrill Lynch806,514Greenhill424,015Finpoint313,716МДМ банк195,017Falcon Advisers187,018КИТ-Финанс180,719Deloitte143,020ABN Amro119,0
Рубрики