Рубрики
Статьи

«Viberi» Временный Китай

«Viberi» Временный Китай
«Viberi» Временный КитайЕще полгода назад, комментируя в неВ­официальных беседах ситуацию в отрасли, представители крупнейших сталелитейных компаний употребляли емкое слово из четырех букв. И их можно было понять: в минувшем декабре Evraz Group была загружена на 38%, В«СеверстальВ» – на 40%, ММК иВ НЛМК – на 42–43%. Однако в начале года загрузка предприятий стала стремительно расти. Для той же Evraz Group в январе она составила 50%, в феврале – 65%, а сегодня колеблется в районе 80–85%. Похожая ситуация складывается и в других компаниях, таких как В«МечелВ», В«СеверстальВ», ММК и НЛМК. Помощь из Поднебесной. В чем причина подобного роста? Представитель В«МечелаВ» Илья Житомирский отмечает, что в начале года сталелитейщикам помогли металлотрейдеры: они сильно сократили свои запасы на складах в конце 2008В года, и им нужно было снова их наполнить. Однако главный фактор, который позволил металлургам воспрянуть духом – это резкое увеличение экспорта, на который, по словам аналитика В«КИТ ФинансаВ» Кирилла Чуйко, сегодня идет порядка 40% от производства всей российской стали. Но это в среднем: НЛМК, к примеру, продает за границу 70% продукции. А увеличению экспорта, вВ свою очередь, отечественные сталевары во многом обязаны Китаю, на который, по оценкам аналитика В«УралсибаВ» Дмитрия Смолина, приходится половина российского экспорта. Именно в Китае производится и потребляется каждая вторая тонна стали в мире (только в апреле эта страна импортировала 210 тыс. тонн проката). И, похоже, российские сырьевики полагают, что это надолго. Например, В«Норильский никельВ» недавно открыл сбытовой офис в Шанхае и заявил, что будет продвигать на китайский рынок платину и палладий. В свою очередь, во многом ориентируясь на поставки стали в Поднебесную, НЛМК в конце мая запустил свою последнюю простаивающую домну, а ЗСМК (входит в Evraz Group) запустит ее вВ июне. В«Наш оптимизм подогревает то, что в России сейчас самая низкая себестоимость производства стали в мире, – потирает руки источник В«Ф.В» в В«СеверсталиВ». – Например, в России для выпуска тонны слябов нужно $280, в то время как в Европе – $360, в Китае – $380, а в США – $385. А значит, мы можем предложить китайцам лучшие условияВ». Недолго музыка играла. Впрочем, оптимизм сталелитейщиков несколько преждевременен, особенно учитывая, что реку российского сырьевого импорта в Китай сегодня активно осушают власти и бизнес Поднебесной. Во-первых, Министерство торговли Китая начало расследование в отношении российских производителей горячекатаной рулонной стали по подозрению в демпинге. Произошло это по наводке китайской Ассоциации производителей железа и стали. Во-вторых, китайские сталевары сумели убедить крупнейшего в мире производителя железной руды Vale снизить цены в среднем на 36%. В«Кроме того, не забывайте, что в Поднебесной сегодня активно обсуждают необходимость введения заградительных пошлин для поддержки собственной сталелитейной промышленности, – резюмирует Дмитрий Смолин. – Если соответствующее решение примут до конца года, то российским компаниям будет худоВ». И это еще слабо сказано. По официальным данным ММК и В«СеверсталиВ», доля экспорта в Китай вВ общем объеме производимого компаниями проката составляет 9% и 12% соответственно. Найти замену Китаю металлурги вряд ли смогут – все остальные перспективные потребители стали, такие, как например Индия, уже давно отгородились от дешевого импорта заградительными пошлинами. Египетский же рынок (эта страна к концу года намерена увеличить импорт стали в 10 раз) уже прочно занят турецкими и украинскими игроками. Пропасть не за горами. По общему мнению опрошенных В«Ф.В» экспертов, единственное, что может спасти металлургов в ближайшем будущем – это восстановление внутреннего спроса. Но об этом им пока приходится только мечтать. Несмотря на то что все последние годы май был традиционно самым горячим для сталелитейщиков месяцем в году (строители закупали сырье на летний сезон), сегодня на рынке затишье. По данным В«Металл-курьераВ», машиностроители (включая автопром) сократили закупки в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, аВ спрос на арматуру столь низок, что металлурги и вовсе вынуждены понижать на нее цены. Не помогают и инфраструктурные проекты: бюджеты Минтранса, В«ОлимпстрояВ» и РЖД значительно урезаны. Таким образом, прогнозы ING о том, что к концу 2009 года цены на сталь в России по сравнению сВ предыдущим годом упадут на 55%, до $400 за тонну горячекатаного проката, представляются еще весьма оптимистичным развитием событий…