Рубрики
Статьи

Виртуальный лабиринт

Виртуальный лабиринт
Виртуальный лабиринтТак, например, системы Импэксбанка и Банка Москвы очень напоминают программу «1С», в которой клиентам, не имеющим опыта работы с электронной бухгалтерией, разобраться достаточно трудно. Пользователь входит в систему и ничего в ней понять не может — он не видит ни своих счетов, ни своих карт. Чтобы сообразить, что делать, клиент должен пройтись курсором по папкам, которые располагаются в левой части экрана. При этом в правом окне будет появляться информация, которая находится в каждой из папок. Для проведения платежа в Банке Москвы надо слева выбрать нужную операцию (например, «поручение на оплату телефона») и нажать пиктограмму с изображением нового документа. На экране должна появиться электронная платежка, в которую следует ввести необходимую информацию: номер телефона, название телефонного узла (выбирается из списка), месяц, за который вносятся деньги, и тариф. После заполнения всех положенных граф надо нажать кнопку отправки платежки в банк и ждать ответа. Если финансовый институт примет и проведет платеж, то он переместится из папки «отправлено» в директорию «исполнено». Если перехода не случится, это означает, что пользователь допустил ошибку и неправильно заполнил документ.
Другие системы ИБ предполагают совсем иной подход. Сначала выбирается из перечня необходимый вид операции, а потом в платежке указывается счет, с которого будут расходоваться деньги. По такой схеме работает система «Внешторгбанка — розничные услуги» (ВРУ), в которой каждой операции присваивается специальный четырехзначный код. Когда клиент совершает одно и то же перечисление несколько раз, например в оплату услуг конкретного интернет-провайдера, то он может просто запомнить код и не искать каждый раз именно этот платеж в общем списке. Почти во всех системах ИБ предусматривается возможность создания специальных шаблонов. Клиент может сохранить некоторое количество заполненных электронных документов по тем операциям, которые он проводит чаще всего, и пользоваться ими при очередном посещении ИБ, изменяя только сумму перечисления. Такой сервис предоставляется во ВРУ, но там шаблон сначала придется отправить на подтверждение оператору. Через какое-то время (не позже следующего дня) он возвращается обратно для заполнения платежки или исправления ошибок (если они есть, надо опять отправлять на сверку оператору). А вот в Альфа-банке и Банке Москвы никаких дополнительных проверок не проводится — можно просто выбрать уже когда-то проведенную операцию, скопировать ее, отредактировать там, где это необходимо, и сделать новое перечисление. Однако эта функция распространяется не на все виды операций. В частности, в Альфа-банке не копируются стандартные платежи, которые отправляются в адрес конкретных получателей (коммунальных служб).
Есть системы, которые формируют шаблоны самостоятельно. Они отслеживают часто повторяющиеся действия клиента и потом подставляют шаблон к нужному виду операции. Так работает электронный офис Пробизнесбанка. Оплатив с его помощью несколько раз услуги сотового оператора, корреспондент «Выбери!by» через какое-то время обнаружил, что при очередном входе в раздел «платеж за мобильный телефон» система самостоятельно ввела необходимый номер телефона, предложив либо его оставить, либо ввести новый.
Чтобы привлечь клиентов, банки устанавливают на сайтах демо-версии ИБ. Таким образом, клиент может проверить систему на доступность и функциональность. Однако и здесь у финансовых институтов случаются недочеты — демонстрационные версии бывают настолько сложны в установке, что невольно возникают грустные мысли о том, сколько же времени придется потратить на подключение к реальному ИБ. Например, корреспонденту «Выбери!by» так и не удалось войти в демо-версию системы Банка Москвы даже после загрузки всех необходимых для ее установки программ и звонка в службу технической поддержки. Но все же заранее подключить демо-версию стоит. Ведь намного проще изучать функции дистанционного банка на практике, чем читать нудное перечисление его возможностей на сайте кредитной организации или — хуже того — попытаться изучить инструкцию по работе с ИБ. Такой трактат публикует почти каждая кредитная организация, но разобраться в упомянутом документе крайне сложно. Зачастую он написан техническим, совершенно непонятным простому пользователю языком. В принципе этот документ помогает разобраться в тонкостях ИБ, если вы уже пользуетесь системой, тогда как на этапе знакомства с ней инструкция почти бесполезна.
Для неопытного пользователя лучше, когда система менее функциональна, тогда у него меньше возможностей запутаться в сложном обеспечении. Такого клиента не следует перегружать информацией, но в то же время нужно дать ему возможность максимально просто делать самые необходимые перечисления и платежи, а также узнавать об остатке и движении средств по счету. Например, ИБ Росбанка выполнен максимально просто. Там пользователю на выбор предоставляются всего несколько функциональных кнопок. А вот Пробизнесбанк каждую операцию из списка ИБ украшает соответствующим по смыслу значком, что тоже не дает запутаться. Однако тем, кто уже имел опыт общения с дистанционным банковским обслуживанием, хочется большего поля для деятельности. Как правило, «продвинутые» владельцы банковских счетов предпочитают использовать систему ИБ по максимуму. Они решаются проводить не только стандартные, но и «свободные» перечисления, заполняя в электронном документе все реквизиты самостоятельно.
Лишний счетПользуясь карточкой, помните, что вы не всегда сможете использовать ее средства для проведения платежей через интернет. Во многих банках для этого требуется открыть дополнительный счет — рублевый (для оплаты услуг), долларовый или в евро (для валютных переводов). Такие требования предъявляют, например, ВРУ, Росбанк, Пробизнесбанк, Банк Москвы. Причем если во ВРУ и Пробизнесбанке необходимые счета открываются сразу при оформлении услуги ИБ, то в Росбанке клиентам надо самим об этом позаботиться. Иначе придется лишний раз посетить офис банка. В Банке Москвы со счета пластиковой карточки можно оплачивать только коммунальные услуги (телефон, газ, квартплату, электричество), а для совершения банковского перевода надо открыть дополнительный счет. А вот в Альфа-банке все платежи доступны с карточного счета, а при необходимости через ИБ можно открыть и валютный счет — например, если карта рублевая, а необходимо сделать валютный перевод.