Рубрики
Статьи

Виктор Кострицын: «Обращение к коллекторским компаниям наносит урон репутации»

Виктор Кострицын: «Обращение к коллекторским компаниям наносит урон репутации»
«Обращение к коллекторским компаниям наносит урон репутации»- Виктор Аркадьевич, какова должна быть просрочка задолженности, чтобы ваш банк отнес ее к разряду проблемных?
— Для этого не обязательно должна наступить просрочка. Ссуда относится к разряду проблемных, если банком выявлено существенное ухудшение финансового состояния заемщика и становятся очевидными будущие проблемы с возвращением кредита. При стабильном финансовом состоянии клиента просрочка в погашении до пяти рабочих дней приемлема.
— Сколько у вас проблемных долгов?
— Процент просроченной задолженности составляет 0,7-0,8% от кредитного портфеля, причем этот показатель не меняется в течение нескольких лет. Достигается это за счет постоянного мониторинга действующих заемщиков.
— Какие клиенты более дисциплинированны, а какие менее?
— Мы специализируемся на кредитовании среднего и малого бизнеса и не ориентированы на крупные компании и частных лиц. Но если говорить в целом по рынку, то лучше возвращают кредиты физические лица. Они реально оценивают свои возможности и если не теряют работу или иной источник дохода, то выплачивают долг. Разумеется, речь не идет о случаях преднамеренного мошенничества, когда возврат кредита изначально не планируется. Подобное явление часто встречается именно при потребительском кредитовании.
— Выходит, компании чаще не возвращают долги?
— Да. Дело в том, что юридические лица при планировании возврата учитывают не только реальные ресурсы, но и предпринимательские риски, которые весьма условны и не поддаются анализу, поэтому их невозможно просчитать. В целом риск невозврата не связан с типом бизнеса или с видом отрасли. Главное здесь-особенности анализа банковских рисков. Например, после летнего кризиса в строительной отрасли сложилась неоднозначная ситуация: те подрядчики, которые финансировались правительством Москвы, сохранили устойчивость, а самостоятельные строительные компании пострадали, так как банки прекратили их кредитовать. При этом за счет крупных компаний могло создаться обманчивое впечатление, что в отрасли все благополучно. Специалисты нашего банка, анализируя ситуацию, видели, что рынок перегрет, зависим от банковских ссуд, поэтому мы приняли решение вообще не кредитовать строительные предприятия.
— Как вы решаете вопрос проблемных долгов?
— Если заемщик настроен конструктивно разрешить сложившуюся ситуацию, то мы ведем диалог и выстраиваем отношения, способные удовлетворить обе стороны. Например, договариваемся о реструктуризации ссуды. В случае отсутствия положительного настроя со стороны клиента мы обращаемся в суд и пытаемся взыскать заложенное имущество.
— Приходилось ли вам обращаться к коллекторским компаниям?
— Нет, потому что мы выдаем кредиты только тогда, когда они обеспечены ликвидными залогами. Процент просроченной кредитной задолженности весьма незначителен, а главное-это небезнадежная задолженность, с которой банк в состоянии работать самостоятельно. Мы считаем, что обращение к коллекторским компаниям наносит урон репутации банка, поскольку это свидетельствует о том, что кредитная работа непрофессионально выстроена.
— Что необходимо изменить в законодательстве, чтобы вопрос проблемных долгов решался более эффективно?
— В законодательстве должна быть четко прописана процедура, позволяющая банкам реализовать имущество должника. Сегодня она настолько юридически сложна, формализована и длительна, что в большинстве случаев является почти невыполнимой.