«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиПервый вице-премьер Игорь Шувалов выступил с предложением установить предельные розничные цены на медикаменты. Позже уже президент Дмитрий Медведев предложил производителям озвучивать реальную стоимость препаратов, а импортерам декларировать отпускные цены, и на каждом этапе ценообразования – от завода или таможенного терминала и до аптеки – зафиксировать уровень наценки.В ежовых рамках. «Предложение о переходе на тотальную регистрацию цен на лекарства нельзя назвать полной неожиданностью, – отмечает гендиректор «Нижфарма Дмитрий Ефимов. – В России уже существуют ограничения по размеру торговой надбавки на некоторые медикаменты». Пока требование заявлять отпускные цены касается производителей, которые участвуют в аукционах по снабжению стационаров, по закупкам лекарств для вакцинации, в рамках системы ДЛО. По оценкам DSM Group, оптовая наценка на лекарства составляет примерно 15%, розничная – 30–35%.«Непонятно, как будет работать экономика производителей: на выходе цена лекарственного препарата зафиксирована, а на входе стоимость сырья высоковолатильна», – задается вопросом партнер Pricewaterhouse Coopers Алина Лаврентьева. По оценке DSM на российском производстве 80% субстанций (в денежном выражении) – это импорт. «Закручивать гайки – дело опасное, – заявляет директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперта» Давид-Мелик Гусейнов. – Жестко регулировать рынок, делая его менее привлекательным с точки зрения инвестиций, – чревато». Сами производители чуть менее эмоциональны. По словам Дмитрия Ефимова, у «Нижфарма» на импорт приходится 70% используемых субстанций. Представитель «Фармстандарта» говорит о 50%. «Если государство станет добиваться низких отпускных цен, то реализация многих препаратов будет невыгодна для дистрибьюторов и аптек», – полагает генеральный директор DSM Group Александр Кузин. Как итог – в случае перегибов вероятен дефицит. «Идея понятна, но переход к практическому воплощению должен происходить поэтапно и вдумчиво», – говорит Дмитрий Ефимов. В принципе, он не против. Топ-менеджер указывает, что регулирование цен на лекарственные средства – распространенная практика и используется во многих странах, в том числе и экономически развитых. Крепкий орешек. Фармацевтической отрасли присущи общие для бизнеса кризисные явления – потеря дешевого финансирования, падение спроса (7–8% в упаковках в январе-феврале 2009 года к аналогичному периоду 2008-го), девальвация. «Положение фармпроизводителей наиболее устойчиво, – полагает Алина Лаврентьева. – У них гарантированная доходная база: спрос на лекарства неэластичен, индустрия исторически располагает значительными денежными средствами, есть опыт консервативного долгосрочного планирования. При этом долговая нагрузка не высока». Мало того, в связи с девальвацией рубля и падением доходов населения у отечественных производителей появился шанс увеличить свою долю на рынке, потеснив импорт. Менеджмент «Фармстандарта» уже заявлял, что компания сконцентрируется на увеличении своей доли, смещая международных конкурентов. Независимые эксперты ставят эти планы под сомнение. «Девальвация слишком мала, чтоб создать серьезное преимущество российских препаратов перед зарубежными. Кроме того, велика доля валютных затрат», – скептично замечает Александр Кузин. Риски несет сокращение ассортимента дистрибьюторами и аптеками, которые принимают меры для снижения сроков оборачиваемости капитала. «Раньше они еще терпели плохо продающуюся продукцию. Но теперь никто не готов вкладывать в нее свой оборотный капитал, – отмечает Александр Кузин. – Причем производители с сильными брэндами еще могут договориться с дистрибьюторами, и протолкнуть непопулярные товарные единицы. Не повезло небольшим заводам с малой долей рынка и слабыми брэндами. Их будут выводить из ассортиментной матрицы в первую очередь». Болевые точки. Чем дальше от производства по товаропроводящей цепочке, тем серьезнее проблемы. Если у дистрибьюторов ситуация похуже, то аптечные сети находятся просто в бедственном положении. «Большая часть розницы придерживалась политики экстенсивного развития на кредитные деньги. В условиях кризиса ликвидности получить деньги у банков под адекватные проценты крайне сложно. Старые займы приходится платить за счет сокращения оборотного капитала», – делится проблемами финансовый директор «36,6» Дмитрий Анисимов. По неофициальным данным, кредиторская задолженность его сети составляет 9,3 млрд рублей ($280 млн) при выручке за 2008 год в $1,06 млрд. Недостаток финансирования сопровождается снижением объемов бизнеса. «Серьезная проблема, возникшая в связи с кризисом, – изменение поведения покупателей, – рассказывает Дмитрий Анисимов. – Покупателей стало волновать соотношение «цена-качество». Задумываясь об экономии, люди стараются найти более дешевые товары. Отсюда и средний чек стал сокращаться». «36,6» пытается решить проблему падения рентабельности путем увеличения числа товаров под собственной торговой маркой.Дистрибьюторам проще. Конечно, они сильно страдают от изменений курса рубля. «Но в цепочке «производитель – дистрибьютор – аптека» застрахованы отношения только между производителем и крупнейшими дистрибьюторами, которые имеют возможность использовать современные финансовые инструменты для страхования бизнеса. Риски розничного сектора банки не страхуют», – рассказывает генеральный директор «Протека» Алексей Молчанов. Проще говоря, оптовики успешно делят убытки с производителями. «Когда на несколько сотен производителей приходится десяток дистрибьюторов – отношения не могут быть иными», – рассуждает Александр Кузин.
Рубрики