«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиАлексей Вадимович, как вы считаете, нынешняя «пила» на рынке способна дискредитировать институт паевых фондов в России, люди рассчитывают на доходность, а она стремительно тает…– Мы сильно ограничены законодательством. В ПИФах так много ограничений, что управляющие иногда не могут в критические моменты «сбросить» бумаги в интересах пайщика. Поэтому сразу стоит исходить из того, что паевой фонд – это долгосрочный инструмент. В этом как раз и состоит одна из основных проблем нашего рынка: большинство клиентов не понимают и не осознают, с чем связываются.
Чем–то напоминает лотерею…– В России исторически сложилось стремление к дармовщине. Клиентам кажется, что инвестирование – это некая возможность выиграть деньги. Зачастую люди несут средства в ПИФы по той же причине, что и в МММ. А когда клиент, не понимая принципов работы фондов, теряет деньги, он начинает думать, что его обманули.
Может, больший разброс результатов – когда одни «в плюсе», другие «в минусе» – заставит инвесторов более ответственно подходить к выбору фондов?– Безусловно, будут те, кто извлечет урок. Но многие клиенты, которые «случайно» попали на этот рынок, запаникуют, выйдут из фондов с потерями и на долгое время забудут про ПИФы. Но плохой опыт – это тоже опыт.
Но компании в своей рекламе сами часто акцентируют внимание на доходности…– Мне кажется, неэтично рекламировать прошлые результаты. Но пока реклама больших доходностей наиболее эффективна и приносит управляющим деньги. Во многих компаниях рассуждают: главное – привлечь, а на месте все растолкуем. Между тем грамотные инвестиционные консультанты, которые способны объяснить риски и преимущества ПИФов, есть лишь у каждой десятой компании.
По–вашему, «пила» на фондовом рынке приведет к снижению притока средств в паевые фонды?– На нашем рынке есть эффект отложенного спроса – инвесторы с опозданием реагируют на ситуацию. В апреле всем показывали доходность 2006 года, а сейчас клиенты уже просят продемонстрировать результаты с начала нынешнего – многие из них просто ждут, когда рынок «успокоится».
Пути назад нет – индустрия управления активами будет расти. Приток средств «новых» клиентов будет только увеличиваться – доля ПИФов в структуре сбережений людей пока еще очень маленькая.
Другое дело, что происходит отток средств из фондов акций. В смешанные уже приходит немало денег. К сожалению, в фондах облигаций доходность сильно упала – они перестали быть конкурентоспособными по сравнению с банковскими вкладами. Хотя эти ПИФы можно использовать в определенных финансовых решениях.
Наша задача – предложить неподготовленному клиенту правильный способ инвестирования, оценив его цели и склонность к риску. По сути мы будем продавать некий финансовый план, рекомендовав, к примеру, каждый месяц отчислять 10% от своей зарплаты. Но это не означает, что мы будем постоянно звонить клиенту и уточнять, принес он деньги или нет. Когда больной приходит к врачу, задача доктора назначить лечение и выписать рецепт, вряд ли он будет напоминать пациенту, чтобы тот выпил таблетку. Вот и мы должны выступать в роли финансовых врачей.
Как вести себя пайщику на волатильном рынке, выпишите рецептик, пожалуйста.– Универсальных рецептов нет. Каждому стоит исходить из своих личных потребностей. Если говорить о текущей ситуации, то было бы разумно вкладываться в продукты с абсолютной доходностью – в то, что приносит некую абсолютную прибыль без привязки к рынку. Правда, российское законодательство не позволяет нам создавать такие стратегии в рамках ПИФов.
Но при снятии законодательных барьеров могут возникнуть дополнительные риски для неопытных инвесторов…– Во–первых, нужно разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных. К тому же, кто сказал, что при работе с деривативами риск больше, чем при работе с бумагами второго-третьего эшелона. Неграмотный портфельный менеджер может потерять деньги везде.
Беседовал Кирилл Айзин
Рубрики