Рубрики
Статьи

«Viberi» — Версия для печати

«Viberi» — Версия для печати
«Viberi» — Версия для печатиНельзя исключить, что идея расширения границ Москвы и вывода за МКАД госучреждений окажется обычным «пузырем», который через год сдуется и на практике приведет к самым косметическим изменениям или будет вовсе забыт. Судя по тому, что было озвучено, речь идет о масштабной стройке, и возникает резонный вопрос: кто и сколько за все это заплатит? На него не так просто дать удовлетворительный ответ, если учесть, что в грандиозных и дорогих проектах на ближайшие годы недостатка нет (Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, чемпионат мира по футболу, саммит АТЭС).Печально другое. Предлагаемое расширение столицы – это горький плод региональной политики, которая проводилась последние десять лет. Когда чиновники говорят о том, что Москва задыхается в своих нынешних рамках, которые не дают ей развиваться, это, пожалуй, звучит даже цинично с точки зрения огромного числа провинциальных городов и целых регионов. Им, хотя и по другим причинам, все эти годы было трудно не то что развиваться, а хотя бы тормозить процесс деградации.Экономику, в которой львиная доля финансовых потоков замкнута на одном мегаполисе и значительной их частью рулит федеральный центр, нельзя назвать нормальной. В ней происходит искажение мотивации региональных элит, которым надо преуспеть не в повышении привлекательности вверенных им территорий для инвестиций и человеческого капитала, а в дележе федерального «пирога». Примерно треть всех доходов субъектов Федерации приходится на трансферты из центра. Причем система межбюджетных отношений не только не решает, но и усугубляет дифференциацию регионов. По подсчетам Галины Курляндской из Центра фискальной политики и Владимира Назарова из Института экономической политики, соотношение трансфертов на выравнивание и трансфертов, не имеющих выравнивающего эффекта, но при этом не создающих стимулов к развитию, составляет в различные годы от 30:70 до 25:75.Очень обнадеживает объявленный Дмитрием Медведевым курс на передел ресурсов и полномочий между регионами и центром. Понятно, что пропорции распределения налоговых доходов нужно менять в пользу регионов, а внутри них – в пользу городов. Большой вопрос – какие именно полномочия и источники доходов согласится отдать федеральное правительство. Его решение требует серьезных изменений в налоговой системе. Так, подоходный налог должен уплачиваться там, где человек живет и потребляет государственные услуги (сейчас платится по месту работы). Нужно преодолеть неполноценность имущественного налогообложения, прежде всего в отношении недвижимости, а это серьезный политический вызов. Наконец, надо помнить, что сама по себе децентрализация финансовых потоков не может решить проблемы регионального развития. Пока в стране не функционируют правовые институты и гражданское общество, деньги, на какой бы уровень они ни шли, будут работать в интересах меньшинства – чиновников, силовиков и привилегированной части бизнеса.